Сверхсекретный американский космический беспилотник.Фото с сайта www.af.mil
Секретный самолет Х‑37В ВВС США после рекордно долгого пребывания в космосе приземлился 27 октября 2019 года в принадлежащем NASA Космическом центре имени Джона Ф. Кеннеди. Почти два года назад, 7 сентября 2017 года, беспилотный крылатый аппарат стартовал, находясь на борту ракеты Falcon 9, построенной частной компанией SpaceX, которая доставила его на околоземную орбиту. Пятая по счету экспедиция под названием OTV‑5 (Orbital Test Vehicle) продолжалась 780 дней, местоположение самолета не указывалось, и цель миссии была засекречена. Американские ВВС называют только глобальную задачу проекта – «снижение рисков, проведение экспериментов и разработка концепции операций для многоразового космического транспорта, а также отправка на орбиту нескольких малых спутников».
CNN Business сообщал, что за последние 10 лет американские военные в пятый раз вывели на орбиту Х‑37В, но это был не один и тот же аппарат, компанией Boeing построены два космолета. Каждый последующий полет был дольше предыдущего – четвертый OTV продолжался 718 дней и завершился в мае 2017 года. Первый X‑37B был запущен в апреле 2010 года и приземлился через восемь месяцев, тогда НВО подробно анализировало новую разработку Пентагона и Boeing (см. НВО от 17.12.10).
Сумма контракта с компанией Boeing, заключенного в 1999 году, составляла 173 млн долл. В мае 2000 года был готов модернизированный макет экспериментального корабля многоразового использования Х‑40А, который передали NASA. В ноябре 2002 года появился новый контракт на 301 млн долл. на строительство двух экспериментальных аппаратов Х‑37А для атмосферных испытаний и Х‑37В для орбитального полета, который и отправился в космос в 2010 году на ракете‑носителе «Атлас‑5», первая ступень которого оснащалась российскими ракетными двигателями. С 2004 года руководство проектом от Пентагона осуществляет Агентство перспективных оборонных исследований и разработок (DARPA), вся информация является закрытой и до настоящего времени нет точных данных о функциях аппарата на орбите.
В СМИ высказываются предположения о проведении Х‑37В разведывательных операций, а также испытаний новейших видов вооружения. Эксперты полагают, что США создали очередной космический перехватчик, который в случае необходимости сможет вывести из строя спутники вероятного противника. Из‑за вместительного грузового отсека, рассчитанного почти на тонну веса, существуют предположения о возможности аппарата наносить с орбиты ракетно‑бомбовые удары. Основной официальной версией считается осуществление программ по доставке секретных грузов и выполнение разнообразных задач на высоте от 110 до 500 миль на скорости до 17 500 миль/час. ВВС США отрабатывают методы многократного входа в атмосферу и безопасной посадки на Землю, испытывают навигационные системы. Конструкция сочетает качества космического корабля и самолета, для запуска в космос используется ракета‑носитель, а посадку беспилотник осуществляет как самолет в автоматическом режиме. Для выполнения космических запусков ВВС США сертифицировали новую ракету‑носитель Falcon Heavy от SpaceX.
X‑37B внешне напоминают миниатюрные космические челноки, которые после вертикального взлета и вывода на орбиту отделяются от мощных ракет, а завершив осуществление своей миссии, на выполнение которой может потребоваться длительный промежуток времени, устремляются к Земле и приземляются горизонтально на взлетно‑посадочной полосе. При этом первым в мировой истории кораблем многоразового использования, совершившим беспилотный полет при полностью автоматической посадке, был советский «Буран».
Масса секретного космического самолета Х‑37В составляет 4995 кг, длина – 9 м, высота – 2,85 м, размах крыла – 4,5 м. Традиционно используемый при авиационном строительстве алюминий заменен легкими композитными материалами. Авионика спроектирована под автоматизацию спуска и посадки, гидравлика на борту заменена электромеханическими приводами, участвующими в системах управления полетом и торможения. Для защиты крыльев применяется высокотемпературная термоплитка нового поколения, отличающаяся от углеродной плитки, ранее используемой на американских шаттлах. Для Х‑37В будет использоваться инфраструктура, оставшаяся после свертывания программы Space Shuttle, к которому привели в том числе громкие катастрофы – в 1986 году из‑за взрыва топливного бака погибли семь космонавтов «Челенджера» и в 2003 году при заходе на посадку потерпела крушение «Колумбия» также с семью членами экипажа на борту. Два ранее используемых для шаттлов ангара, расположенные на территории Космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди, находятся недалеко от корпуса вертикальной сборки и связаны между собой. В рамках партнерства NASA и Пентагона они переданы для обслуживания космолетов. Взлетно‑посадочная полоса, на которую приземлялись шаттлы, применима и для легких космических беспилотников. Как ни странно, вся новая секретная техника размещается там, где не прекращается туристический поток. Космический центр NASA расположен поблизости от мыса Канаверал, на острове Мерритт штата Флорида США и открыт для посещений. Кроме экскурсий по музейным павильонам, проводятся автобусные обзорные поездки по всей территории центра.
Милитаризация космоса и стремление США к господству в безвоздушном пространстве ведут к стремительному размещению там вооружений. Эксперты говорят о возникновении в космосе к середине XXI века двух центров силы – США и Китая. Военные многоразовые космические аппараты и отработанные на основе их построения технологии могут обеспечить достижение доминирования не только в беспилотных полетах для Вооруженных сил, но и в гражданской пилотируемой космонавтике.
Экспертами подчеркивается важность проведения в России работ по созданию крылатых кораблей и гиперзвуковых аппаратов, а также необходимость сохранения имеющихся технологий и открытие новых направлений. Многоразовые крылатые аппараты, такие как российский «Буран», могут не конкурировать, а дополнять капсулы типа «Союз», являющиеся до сих пор единственными в мире пилотируемыми космическими кораблями, и на днях NASA обратилось в «Роскосмос» о выделении дополнительных мест для американских астронавтов на российских «Союзах» в 2020 и 2021 годах. Хотя создание нового капсульного пилотируемого корабля будет лишь повторением старых решений и может стать предпосылкой для будущего отставания в космосе, считают аналитики. В РФ велись разработки многоразового корабля, так называемого гибридного типа, в концепцию которого была заложена комбинация преимуществ капсульного и крылатого вариантов. Идея заключалась в том, что большая часть полета аппарата выполняется в виде капсулы, крылья спускаемой части находятся в сложенном положении и защищены теплоизоляцией. При приземлении теплоизоляционный экран отстреливается, разворачиваются крылья, и корабль осуществляет посадку как самолет. Применение жаропрочных сплавов, а не плиток, которые российские специалисты считают «капризными», излишне дорогими и требующими восстановления после эксплуатации, может также стать преимуществом такого аппарата.
комментарии(0)