0
2737
Газета Реалии Интернет-версия

17.01.2020 00:01:00

Возможна ли международная ядерная сделка с Ираном без США

NATOME по-американски, но без участия Америки

Тэги: иран, тегеран, брюссель, берлин, россия, нато, магатэ


иран, тегеран, брюссель, берлин, россия, нато, магатэ Убийство Сулеймани и ответный ракетный удар поставили мир на грань большой войны. Фото Reuters

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе, заключенный в июле 2015 года между Ираном и шестью странами – США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией, после обострения ситуации на Ближнем Востоке в связи с гибелью иранского генерала Касема Сулеймани подвергся в очередной раз критике со стороны президента США Дональда Трампа.

«Иран должен оставить свои ядерные амбиции и поддержку терроризма. Пришло время для Великобритании, Германии, Франции, России и Китая признать эту реальность. Теперь они должны покончить с пережитками иранской сделки или СВПД. Мы должны работать в направлении заключения сделки с Ираном, которая сделает мир более безопасным и более спокойным», – заявил президент США Дональд Трампа в обращении к американцам 8 января 2020 года.

События, произошедшие в начале января 2020 года в Багдаде, когда был нанесен ракетный удар военными США по высшему военачальнику Исламской Республики Иран, которого Трамп считает «террористом номер один», и последовавшие ответные действия со стороны Корпуса стражей исламской революции по обстрелу американских баз в Ираке, поставили Вашингтон и Тегеран на грань войны. Подчеркнув готовность Америки к миру, глава Белого дома объявил о намерении Вашингтона немедленно ужесточить санкционные меры в отношении Ирана.

Санкции, ранее введенные ООН, США и ЕС, вызванные стремлением прекратить обогащение урана в Республике, в течение 2012–2016 годов нанесли ущерб иранской экономике в размере, превышающем 160 млрд долл. После заключения СВПД в 2015 году санкции были ослаблены, но ныне действующий президент Америки в предвыборной программе назвал ядерный договор позором и вышел из него еще в мае 2018 года, а теперь предложил и всем другим участникам расторгнуть ядерную сделку с Ираном.

В свете последних событий Тегеран принял решение сократить свои добровольные обязательства по данному соглашению. Историческая ядерная сделка Ирана и «шестерки» мировых держав ограничила военную программу Исламской Республики, направленную на создание ядерного оружия, что позволило стране разморозить активы за рубежом и возобновить продажу нефти на международных рынках. Экспорт иранской нефти – главный источник доходов страны, обладающей третьим по объему после Саудовской Аравии и Венесуэлы запасом нефти. Соглашению Ирана и государств «5+1», как еще называют СВПД (США, Россия, КНР, Великобритания, Франция являются постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций плюс Германия), предшествовали длительные переговоры. Они начались в 2003 году и привели к заключению договора, отменяющего разрушительные экономические санкции, но ограничивающего в республике деятельность по обогащению урана и вводящего контроль международных инспекторов из Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ.

Россия не видит оснований для разрыва международного договора и призвала всех партнеров «не сворачивать с пути, заданного СВПД». Великобритания, Франция, Германия, Китай и Россия, негативно воспринявшие выход американской администрации из сделки, остаются ее приверженцами, а сохранение всеобъемлющих договоренностей и обеспечение их устойчивой реализации должны стать приоритетными задачами для всех участников.

Обогащенный уран производится в качестве топлива для электростанций, концентрация U-235 в этом случае составляет от 3 до 4%. Для ядерного оружия уран должен быть обогащен на 90%. Для изготовления одной бомбы иранцам потребуется 1050 кг 3,67% обогащенного урана, который необходимо дополнительно обогатить до 90%. В настоящее время Иран располагает всего лишь 372 кг. Получать U-235 иранцы могут на двух установках в Натанзе и Фордо, где гексафторидный газ урана подается в центрифуги. В 2015 году в стране насчитывалось почти 20 тыс. центрифуг, которые были резко сокращены после заключения СВПД, а накопленный запас обогащенного урана, достаточный для создания 8–10 бомб, был вывезен из страны. По условиям соглашения Ирану разрешается обогащать уран только до концентрации 3,67% и накапливать не более 300 кг этого материала, эксплуатировать не более 5060 своих старейших и наименее эффективных центрифуг и запрещается обогащение урана на подземном объекте Фордо, который переведен на производство изотопов, используемых в мирных целях в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и науке. В Натанзе могут производиться только научные исследования и разработки.

Иран также отказался от строительства дополнительных реакторов на тяжелой воде, которая содержит больше водорода, чем обычная вода, и накапливания ее излишков свыше 130 тонн. В отработавшем топливе из реактора на тяжелой воде содержится плутоний, который используется при создании ядерной бомбы. В соответствии с СВПД оружейный плутоний не должен производиться в республике, а все топливо необходимо вывозить из страны до тех пор, пока тяжеловодный ядерный реактор в Араке не будет реконструирован.

МАГАТЭ контролировало все ядерные объекты Ирана и проверяло, чтобы расщепляющийся материал не использовался для создания ядерного оружия. Согласно дополнительному протоколу к СВПД, инспекторы МАГАТЭ имели доступ к любому объекту в любой точке страны.

Выход США из соглашения и восстановление ими в ноябре 2018 года санкций, направленных как на Иран, так и на торгующие с ним государства, привел к ответной реакции со стороны Тегерана. Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что примет соответствующие меры против санкционного режима США, и в мае 2019 года приостановил выполнение обязательств по соглашению, а МАГАТЭ зафиксировало наращивание производства урана. С 1 июля 2019 года страна сняла ограничения на запасы обогащенного урана и тяжелой воды и спустя неделю начала обогащение урана до концентрации 4,5%. 6 сентября были установлены улучшенные центрифуги, 5 ноября приступила к обогатительным работам в Фордо, а в январе 2020 года после убийства Касема Сулеймани был отменен лимит на количество действующих центрифуг. «Принятые иранской стороной 5 января решения о вынужденном продолжении приостановки добровольных обязательств, вытекающих из СВПД, являются следствием накопившихся внутри договоренностей противоречий, над преодолением которых всем нынешним странам-участницам необходимо продолжать усиленно работать», – считают в российском внешнеполитическим ведомстве.

Эксперты полагают, что эти шаги Ирана «не указывают на рывок к ядерной бомбе», а расцениваются как призыв к европейским державам обеспечить снижение действия санкций и найти возможность их обхода. Иран готов к постоянному контролю МАГАТЭ, к инспекторским проверкам, и выполнению условий ядерной сделки в том случае, если будут сняты санкции США. Российская Федерация придает большое значение такой готовности Тегерана незамедлительно приступить к полному соблюдению всех требований СВПД, но считает, что многое зависит от европейских коллег. «Иранцы вправе полагаться на поддержку европейских стран, обещавших создать специальный, независимый от доллара, финансовый механизм для расчетов в торговле с Ираном», – заявил президент России Владимир Путин.

11 января во время встречи главы РФ и канцлера Германии Ангелы Меркель было подчеркнуто, что Россия и ФРГ решительно выступают за реализацию СВПД, а вопрос его сохранения российский лидер назвал чрезвычайно важным не только для региона, но и для всего мира. Ангела Меркель заявила о необходимости сохранения ядерной сделки с Ираном и сказала: «Германия убеждена, что Ирану не следует иметь ядерное оружие, поэтому применит все дипломатические средства, чтобы сохранить эту договоренность, которая, конечно, не совершенна, но включает в себя обязательства всех сторон». Остановить возможное создание иранской атомной бомбы становится важнейшей задачей для европейских стран, а также для Америки. Дональд Трамп заявил, что никогда не допустит появления у Ирана ядерного оружия, призывая Россию и другие страны поддержать его.

Но Соединенные Штаты разрушают один за другим международные договоры по контролю над вооружениями. Проводимая США политика изоляционизма вызывает опасения, заявил министр обороны Великобритании Бен Уолесс в интервью газете Sunday Times. Глава английского военного ведомства признается: если США лишатся лидерства в мире, Соединенное королевство может остаться без американской военной поддержки и Англии придется рассчитывать только на собственные силы. Власти Великобритании заявили о приверженности ядерному соглашению и призвали Иран к выполнению условий сделки, сообщает ТАСС.

В Министерстве обороны Франции не намерены прекращать диалог по СВПД по иранской ядерной программе и подтвердили необходимость создания условий для деэскалации конфликта на Ближнем Востоке, сообщило издание L’Orient-Le Jour.

В Евросоюзе готовы к сохранению совместного плана при условии, что Иран будет придерживаться ранее достигнутых договоренностей по соглашению.

Китай также выступает за возврат сделки и поддерживает тесные контакты с ЕС, Россией и всеми сторонами СВПД. «Односторонний выход США из иранской сделки и их кампания по оказанию максимального давления на Иран стали причиной кризиса вокруг иранской ядерной проблемы», – заявили в Поднебесной.

Возможно, что СВПД может быть сохранен в существующем формате даже без участия США, а иранцы смогут рассчитывать на поддержку европейских стран, когда ЕС наладит механизм содействия торговле, известный как INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges), позволяющий обмениваться товарами между иранскими и иностранными компаниями без прямых финансовых операций, не подвергаясь американским санкциям.

Эксперты считают показательным то, что в разгар кризиса вокруг Ирана лидеры европейских стран обратились к Владимиру Путину, а не Дональду Трампу, заявившему, что у США поменялись приоритеты на Ближнем Востоке, так как теперь Америка фактически обрела независимость от поставок энергоресурсов из-за рубежа. Кроме того, со временем силы НАТО должны заменить войска Соединенных Штатов в Ближневосточном регионе, считает хозяин Белого дома и даже придумал, как будет называться эта миссия Североатлантического альянса. «У меня есть название NATO, а потом идут «М» и «Е» (Middle East – Ближний Восток. – «НВО»). Вы будете говорить NATOME», – сказал американский президент.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
654
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2432
У нас

У нас

0
1203
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1596

Другие новости