Танк Т-34 признан одним из лучших во Второй мировой войне. Фото РИА Новости
Материал продолжает цикл публикаций, начатый в «НВО» от 28.08.20.
Наша танковая промышленность за годы войны в области внедрения техники и технологии прошла путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10–15 лет. Если в первом полугодии 1941 года промышленность изготовила 1800 танков, то во втором – уже 4867 машин, а в первом полугодии 1942 года выпуск возрос до 11 177 танков. Всего же в 1942 году было изготовлено 24 589 танков, причем более половины выпуска приходилось на танки Т-34. Новые образцы техники рождались за считаные месяцы. О размахе работ по внедрению новых типов бронетанкового вооружения убедительно свидетельствует тот факт, что к 1944 году было разработано 25 опытных образцов новых танков и самоходно-артиллерийских установок, а в 1945-м – 16 образцов. Всего же за 1942–1945 годы было разработано и модернизировано 62 образца танков и САУ различных типов и марок. Это свидетельствует о постоянном поиске новых технических решений и совершенствовании способов применения танков и машин на их базе.
Основные события и мероприятия военного периода танкостроения:
– не имевшая аналога в мировой истории проведенная в СССР эвакуация из европейской части страны на Урал и в Сибирь заводов по производству танков и комплектующих их изделий, а также Ижорского и Мариупольского металлургических заводов;
– привлечение к производству танков заводов автомобильной и судостроительной промышленности;
– изменение типового состава танкового парка и передача самоходной артиллерии в состав бронетанкового вооружения РККА;
– модернизация разработанных до войны легких танков Т-40, средних танков Т-34 и тяжелых танков КВ-1 с учетом результатов их боевого применения;
– централизация производства по типу танков, исключавшая выпуск на заводах однотипных танков с одинаковыми боевыми и техническими характеристиками, но с различной компоновкой и конструкцией его оборудования;
– внедрение новых технологий в изготовление танков, обеспечивавших конвейерное крупносерийное производство боевых машин, автоматическую сварку бронекорпусов по методу академика Е.О. Патона;
– увеличение числа танковых училищ и учебных центров, сокращение сроков обучения и изменение учебных программ по освоению новых образцов советских танков и поступающих по ленд-лизу танков Великобритании и США.
Приближение немцев к Ленинграду в конце июня 1941 года привело к эвакуации ленинградского Кировского завода в Челябинск, где после объединения с Челябинским тракторным заводом был создан мощный комбинат по производству тяжелых танков КВ и затем ИС. В печати комбинат называли «Танкоградом». Для удовлетворения нужд фронта завод в 1943 году выпускал кроме тяжелых танков средние танки Т-34. Ленинградский завод № 174 был передислоцирован первоначально в Чкалов (ныне Оренбург) для выпуска легких танков Т-50, а затем – в Омск, где с марта 1942 года было организовано серийное производство танков Т-34. Вместе с заводом № 174 в Омск был эвакуирован расформированный Ленинградский опытный завод № 185 имени Кирова. В сентябре-октябре 1941 года Харьковский паровозостроительный завод (завод № 183), был перебазирован в Нижний Тагил, именовался в печати как «Уральский танковый завод» и в годы войны был головным предприятием по выпуску танков Т-34. Сталинградский тракторный завод в 1942 году был эвакуирован в Свердловск, где было налажено производство танков Т-34 на Уралмаше. Дизельное производство Сталинградского тракторного завода и Харьковского завода № 75 после эвакуации было сосредоточено в Челябинске на территории «Танкограда». После начала войны производство танков Т-34 было организовано в Горьком на заводе «Красное Сормово», а производство легких танков Т-60, Т-70 – на Горьковском автомобильном заводе. В годы войны на заводе № 37, эвакуированном из Москвы в Свердловск, выпускались легкие танки Т-60 и Т-70, а с июля 1942 года в составе завода Уралмаш – танки Т-34. На заводе № 38, эвакуированном из Коломны в Киров, производились танки Т-60 и Т-70, на заводе № 40 в Мытищах изготавливались легкие танки Т-80, а на заводе № 264 (Сталинградская судоверфь) – легкие танки Т-60. В этот период промышленность производила все типы танков: легкие танки Т-40С, Т-60, Т-70 и Т-80, средние танки Т-34, Т-34–85 и Т-44, тяжелые танки КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и ИС-3.
Уважаемые современники, оцените условия, в которых создавалась эта техника. Тысячи мужчин ушли на защиту Отечества, на производстве остались женщины, подростки, мужчины пожилого возраста. Месяцами не выходя из цехов, они ковали победу в Великой Отечественной войне, отдавая все свои силы на то, чтобы наша Красная армия имела лучшие танки в достаточном количестве. В настоящее время мы часто сталкиваемся с фальсификацией событий Второй мировой войны. И то, что написано здесь – правда, подтвержденная множеством исторических документов. За период Второй мировой войны было выпущено около 300 тыс. танков, и третья часть из них была произведена советским народом. Склоним головы перед их памятью и наполним сердца гордостью за наших потомков.
В начале войны основным типом танков был легкий танк. В ходе тяжелых оборонительных боев к концу 1941 года был потерян практически весь довоенный танковый парк, находившийся в европейской части страны. Причины: отсутствие опыта применения крупных танковых формирований; несовершенная система снабжения боеприпасами и ГСМ, не способная своевременно обеспечивать танковые соединения, находящиеся в окружении, боеприпасами и топливом. В результате большое количество танков – в том числе Т-34 и КВ – пришлось уничтожить; слабая система технического обеспечения, которая не позволяла своевременно восстанавливать танки даже с незначительными повреждениями. Тем не менее именно танковые и механизированные корпуса оказались той силой, которая сорвала план молниеносной войны фашистской Германии. И уже в декабре 1941 года вновь сформированные танковые бригады нанесли сокрушительный удар и похоронили план Гитлера по захвату Москвы. А с середины 1943 года, научившись воевать, наши танковые войска до конца войны доминировали на поле боя.
В 1941–1942 годах был увеличен выпуск легких танков Т-60 и Т-70, чтобы в кратчайший срок восполнить боевые потери. Но боевой опыт показал, что легкие танки перестали соответствовать требованиям к основному типу танка. Высокая подвижность легких танков не смогла компенсировать их слабую защищенность и недостаточную огневую мощь на поле боя, и со второго полугодия 1943 года выпуск легких танков был прекращен.
Самым массовым танком Красной армии во время войны стал средний танк Т-34. Он неоднократно модернизировался с целью повышения надежности, снижения трудоемкости и улучшения технологичности производства, однако конструкция корпуса машины и его оборудования в целом не претерпела коренных изменений. В 1944 году на танке была установлена 85-мм пушка, и он получил наименование Т-34–85.
В этом же году промышленность приступила к производству среднего танка Т-44, отличавшегося от Т-34–85 усиленной броневой защитой, поперечным расположением двигателя и применением торсионной подвески. На завершающем этапе войны был разработан танк Т-44–100, вооруженный 100-мм пушкой, который в ходе конструктивной доработки получил наименование Т-54.
В начале войны тяжелые танки КВ не имели себе равных по огневой мощи и защищенности, однако первые же результаты боевого применения показали необходимость повышения их подвижности и надежности. Для устранения выявленных недостатков в 1942 году создается танк КВ-1С (скоростной), масса которого была снижена на 5 т, в основном за счет уменьшения толщины бортовых листов корпуса и размеров башни. Различие между танками Т-34 и КВ-1С в бронировании и вооружении стало незначительным, что оправдывалось отсутствием в то время у противника танков с противоснарядной броней и наличием танковых пушек калибром не выше 50 мм. Во второй половине 1943 года было организовано производство сначала тяжелых танков КВ-85 и ИС-1 с 85-мм пушкой, а затем танков ИС-2 со 122-мм пушкой. Немецкие танки, а также танки наших союзников уступали по огневой мощи, защищенности, проходимости и запасу хода советским танкам ИС-2. Этот танк был последним из серии ИС, который участвовал в боевых действиях в конце войны. Принятый на вооружение весной 1945 года танк ИС-3 в боевых действиях на советско-германском фронте и в войне с Японией не участвовал.
Вместе с тем ИС-3 произвел ошеломляющее впечатление на наших союзников, участвующих в Параде Победы союзных войск 8 сентября 1945 года. 52 единицы ИС-3 прошли в замыкании механизированной колонны, предупреждая своим необыкновенным, грозным и эстетичным обликом наших уже бывших союзников, что у Советов есть чем ответить на их готовившиеся провокации. Танки ИС-3 и их модификации – Т-10, Т-10М – служили фактором сдерживания в Европе в период начала холодной войны.
В годы войны бронетехнику собирали на пяти предприятиях страны. Фото Аркадия Ходова |
Около 12 тыс. танков – в основном «Шерман» и «Валентайн» – было получено Красной армией по ленд-лизу от Великобритании и США. К сожалению, эффективность их применения, особенно в осенне-весенние и зимние периоды была невелика.
Наряду с развитием бронетанкового вооружения и техники шло постоянное совершенствование тактики и применения танковых войск. Опыт наступательных операций 1941–1942 годов подтвердил важность и необходимость нанесения глубоких ударов для рассечения и окружения группировок противника, ведения наступления на большую глубину и высокими темпами. Это обусловило потребность иметь не только отдельные танковые части, но и крупные танковые (механизированные) соединения и объединения, действующие в составе эшелона развития успеха наступающих армий и фронтов. В основу боевых действий корпусов были положены гибкое маневрирование для выхода на фланг и в тыл группировок противника, нанесение стремительных и глубоких ударов, что должно было придавать наступлению советских войск решительный характер.
Итоги войны убедительно подтвердили правильность разработанных советской военной теорией основных положений по боевому применению танковых войск.
В годы Второй мировой войны танковые войска окончательно сложились как самостоятельный и важнейший элемент Сухопутных войск, их главная ударная и маневренная сила. В СССР было создано 38 танковых и механизированных корпусов, шесть танковых армий. Война подтвердила правильность основных направлений развития отечественного танкостроения, принятых в предвоенные годы на основе проведенных научных исследований. Прежде всего это касается концепции танков, определения необходимых их типов, выбора для них оружия, двигателя и основных компоновочных решений. За годы войны были созданы основы современной системы технического обеспечения танковых и механизированных частей и соединений.
Опыт боевого применения и конструирования танков и САУ, а также организации их производства в годы Великой Отечественной войны явились важным источником дальнейшего развития советского танкостроения. К завершению Второй мировой войны Советский Союз снова вышел на первое место в мировом танкостроении по численности и качеству танкового парка.
* * *
Послевоенный, третий период отечественного танкостроения, самый продолжительный по времени и насыщенности, по объему выполненных задач. В течение этого периода были созданы десятки опытных образцов бронетанкового вооружения и техники, некоторые из них оказались невостребованными в тот период, но заложили хорошую основу для будущего. В промышленном производстве была проведена глубокая модернизация. Многие предприятия, выпускающие военную продукцию, вернулись к производству народно-хозяйственных товаров первой необходимости. Количество предприятий, выпускающих танки, было значительно сокращено. Оставшиеся полностью перешли с тупикового на конвейерный способ производства, что позволило значительно увеличить количество и качество выпускаемых танков. Это дало возможность провести перевооружение Сухопутных войск Советской армии на новые виды бронетанкового вооружения и техники и два раза поменять типовой состав танкового парка. Впервые в СССР был организован экспорт бронетанковой техники за рубеж. Танки Т-55, Т-62 и Т-72 стали основными танками многих армий стран мира.
Первое десятилетие этого периода занимает особое место в отечественном танкостроении и характеризуется следующими событиями:
1. Необходимость перевода танковой отрасли с военного на мирное положение с резким сокращением выпуска бронетанкового вооружения и техники потребовала больших организационно-структурных преобразований в танкопроме.
2. Развязанная холодная война требовала от танкостроителей обеспечения лидерства в мировом танкостроении, адекватно отвечая на появление нового бронетанкового вооружения и техники в США, Германии, Великобритании, создавая отечественные танки с более высоким уровнем боевой эффективности, превосходя образцы наших противников в НАТО;
3. Научно-техническая революция в военном деле, появление ядерного оружия, управляемых ракет и противотанковых боеприпасов коренным образом изменили формы и методы вооруженной войны. Потребовались новые конструктивные решения, и в первую очередь по защите танков от поражающих факторов ядерного взрыва. Советскими конструкторами впервые в мире была разработана автоматическая система противоатомной защиты, система коллективной защиты экипажа от поражающего воздействия ядерного взрыва. Были созданы противорадиационные материалы, устанавливаемые внутри и снаружи танка. Проведено усиление броневой защиты танков, способной противостоять ударной волне при взрыве ядерного боеприпаса мощностью 30 Кт. Была разработана технология герметизации обитаемых отделений корпуса и башни танка.
Научно-техническая революция открыла также новые технические возможности совершенствования не только танков, но и противотанковых средств. Появились новые виды оружия: разведывательно-ударные комплексы, высокоточные ракеты и боеприпасы, боевые вертолеты, противотанковые управляемые ракеты различного класса. Ручные противотанковые гранатометы стали штатным вооружением мотострелков. Названные боевые средства имеют прямую противотанковую направленность и могут с успехом использоваться в борьбе против танков. Для защиты танков от противотанковых средств ближнего боя разрабатывается комбинированная многослойная броневая защита. Впервые она была применена в танке Т-64, что позволило обеспечить бронестойкость переднего броневого листа корпуса танка, эквивалентную толщине 400 мм гомогенной брони. Разработана динамическая защита. Впервые в мире была разработана и установлена на танке Т-55АД активная защита «Дрозд». На бронетанковую технику устанавливаются противокомулятивные экраны. В этот период разработаны управляемые противотанковые ракеты, запускаемые с бронетанковой техники, в том числе и с каналов танковых пушек. Противотанковые ракетные комплексы: «Малютка», «Конкурс», «Дракон», «Тайфун», «Рубин», комплексы управляемого вооружения «Кобра», «Свирь», а впоследствии – «Рефлекс» обеспечили высокую бронепробиваемость танков противника на дистанции до 3 км.
Танковые войска, определив свою роль во время Великой Отечественной войны как главная ударная сила Сухопутных войск, в период холодной войны стали силой сдерживания агрессивных намерений блока НАТО в Европе и требовали для наращивания своего могущества танков с более высокими техническими и боевыми характеристиками. В этот период производство танков осуществлялось на пяти головных предприятиях: Уральском вагоностроительном заводе им. И.В. Сталина в Нижнем Тагиле, Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева, Кировском заводе в Ле нинграде, Челябинском тракторном заводе, а также заводе им. Октябрьской революции в Омске. Разработка танков была организована в трех конструкторских бюро: Уральском конструкторском бюро тяжелого машиностроения в Нижнем Тагиле, Харьковском конструкторском бюро по машиностроению и СКБ-2 (далее – ОКБТ, КБ-3 и СКБТМ) при Кировском заводе в Ленинграде. Производственные мощности этих предприятий смогли в короткие сроки обеспечить переоснащение танковых войск на новые типы танков. Были созданы и массово поступали в войска новые танки первого послевоенного поколения: Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-55К, Т-55АК, Т-55АМ, Т-55АД, Т-62, тяжелые танки Т-10, Т-10М.
Отличительной особенностью танков Т-55 была установка пушки калибром 100-мм со стабилизацией по вертикали и горизонтали, комплекса управляемого вооружения «Бастион», комплекса активной защиты «Дрозд». Т-55 и их модификации были самыми распространенными во многих странах мира. Созданные на опыте применения танков в боевых действиях Великой Отечественной войны, они отличались прежде всего высокой надежностью, ремонтопригодностью и простотой в эксплуатации. Практические работы по устранению неисправности могли выполняться членами экипажа с помощью подвижных средств ремонта. У многих ветеранов-танкистов танк Т-55 ассоциируется как лучшая машина в мире. Собственно, таковой она и была в свое время.
Т-62 до сих пор стоит на вооружении в некоторых странах и имеет неплохой модернизационный потенциал. Фото РИА Новости |
Последовательно на данных образцах были реализованы следующие новые технические решения:
– установка автоматического противопожарного оборудования и автоматической системы защиты от ядерного оружия;
– система стабилизации пушки в двух плоскостях наведения и приборы ночного видения;
– оборудование для преодоления водных преград под водой;
– установка подогревателя, обеспечивающего быстрый пуск двигателя зимой;
– увеличение ресурса гусеницы с резинометаллическим шарниром более чем в два раза.
Эти образцы в свое время существенно превосходили зарубежные танки первого послевоенного поколения США (М46, М47, М48) и различные модификации танка «Центурион» Великобритании.
Период с середины 1060-х до начала 1990-х годов характеризовался большими изменениями в развитии танков, новым пониманием роли танков в современной войне. Вопреки мнению некоторых специалистов о том, что в период бурного развития противотанковых средств танки не имеют будущего, реальность показала обратное.
Прошедшие после Второй мировой войны локальные войны показывают, что за танками закрепилась ведущая роль в составе общевойсковых формирований, в том числе в качестве основного боевого средства в ближнем бою как на тактическом, так и на оперативном уровне. Немаловажен и показатель удельного веса танковых соединений в армиях основных стран НАТО, где они составляют: в США – около 50%, в ФРГ – более 50%, Великобритании – 75% от общего числа соединений. К тому же на Западе нет и намека на свертывание танковых войск. Перспективные программы строительства сухопутных войск НАТО и в настоящее время предусматривают дальнейшее развитие танков и танковых войск, направленное на усиление их боевых возможностей, наращивание танкового потенциала.
На вооружении Советской армии и армий стран НАТО начали поступать танки второго послевоенного поколения, произошло слияние бывших средних и тяжелых танков в единый тип основного танка. Были созданы новые типы бронетанкового вооружения и техники: боевые машины пехоты – БМП-1, БМП-2; бронетранспортеры – БТР-60, БТР-70, БТР-80; боевые машины десанта – БМД-1, БМД-2. Бронетанковая техника стала базовой основой для создания техники видов и родов войск в РВСН, войсках связи, войсках ПВО, войсках РХБЗ. Широкое развитие получили средства ремонта и эвакуации.
Танки второго послевоенного поколения составляют основу вооружения современных армий. Они создавались в условиях полного понимания их роли и места в современных условиях как массового, наиболее эффективного средства ведения активных боевых действий в условиях ядерной и обычной войны.
Большое значение на совершенствование бронетанкового вооружения и техники второго послевоенного поколения имели боевые действия Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане и конфликты на Ближнем Востоке. К этому времени в составе Вооруженных сил СССР были созданы стационарные заводы по капитальному ремонту бронетанковой техники. Задачей заводов являлось проведение капитального ремонта и модернизация существующих образцов. Боевые действия в Афганистане обнажили необходимость значительного увеличения минной стойкости БТВТ и защиты их от РПГ-7. Боевые потери танков от этих видов оружия были более значительными. На танках Т-55 и Т-62 на заводах капитального ремонта Министерства обороны были проведены исчерпывающие мероприятия по усилению защиты членов экипажа от воздействия мин и кумулятивных снарядов.
Это в первую очередь установка двойного днища, изменение крепления сидений членов экипажа, и прежде всего механика-водителя, установка решетчатых экранов, которые оказались наиболее эффективными в данных условиях. Из 10 гранат РПГ-7 они «снимали» 6–7 гранат. Защита башни была усилена за счет «бровей» – массивных накладок справа и слева передней части башни, внутри которых находился резиновый массив. Передний броневой лист корпуса также был усилен за счет установки дополнительного броневого листа.
Все эти мероприятия впоследствии были реализованы не только в отечественном, но и мировом танкостроении при создании новых образцов бронетанкового вооружения и техники.
Новые требования к танкам опирались на появившиеся в ходе технического прогресса новые технические решения в области электроники, автоматики, гидравлики, новых материалов, которые раскрывали возможности значительного повышения боевых свойств. Кроме того, важное значение приобрело научное обоснование оптимального сочетания боевых свойств и общих требований на основе анализа боевой и военно-экономической эффективности танков и условий их боевого функционирования.
Бурное развитие в послевоенный период научно-технического прогресса объективно обусловило переход к новой концепции танкостроения. Потребности разработки новых теоретических вопросов в огневой мощи, подвижности и защищенности обусловили создание отраслевых институтов: ВНИИ Трансмаш, НИИ стали, НИИ двигателей.
Все это явилось основой для создания танков нового поколения.
Родоначальником второго послевоенного поколения отечественных танков является танк Т-64. Это последняя машина из тех, которые создавались гением великого конструктора танков А.А. Морозова. Т-64 и его дальнейшие модификации – Т-64А, Т-64Б, Т-64Б1, Т64БВ по своей конструкции значительно опережали танки, создаваемые в то время в мире. Наиболее необычным и революционным в его конструкции была замена гомогенной брони «слоеным пирогом» из стекловолокна и стальных листов. Применение керамики вместо брони перевернуло представление о броневой защите как таковой, позволило создавать танки со значительно меньшими весовыми характеристиками. При этом защищенность танка не уменьшалась, а при равном весе увеличивалась в 1,5–2 раза. Автоматическая система заряжания, танковые баллистические вычислители, бортовая информационная система, в дальнейшем усовершенствованная на танках Т-72 и Т-80, создавали возможность приблизиться к новой эре отечественного танкостроения – эре роботизации.
На танках второго послевоенного поколения (Т-64А, Т-72 и Т-80) были реализованы последние достижения отечественного и мирового танкостроения: 125-мм гладкоствольная пушка, подкалиберный и кумулятивный боеприпасы с частично сгорающими гильзами, оптический, а затем и лазерный прицел-дальномер, двухплоскостной стабилизатор с электрогидравлическими приводами, автомат (механизм) заряжания, комбинированная трехслойная броня (принципиально новое решение, впервые реализованное в СССР).
На последующих модификациях – Т-64Б, Т-72Б, Т-80Б, Т-80У, Т-80УД – были введены многочисленные усовершенствования: управляемое оружие стало пушечно-ракетным; система управления – полуавтоматическая, командная, по радио- и лазерному лучу; введены боеприпасы с готовыми убойными элементами, подрываемые на траектории; установлен совершенный комплекс управления огнем на основе лазерного дальномера и электронного баллистического вычислителя с автоматическим вводом поправок на отклонение условий стрельбы; тепловизор; дублирующая система управления огнем у командира; динамическая защита; комплекс оптико-электронного подавления; комплекс активной защиты; бортовая информационно-управляющая система.
Все эти усовершенствования позволили нашим образцам второго послевоенного поколения не только обеспечить существенное превосходство в боевой эффективности (в 1,5–1,6 раза) над танками НАТО второго послевоенного поколения – М60-А1, «Леопард-1», «Чифтен», АМХ-30, – но и обеспечить примерное равенство с танками НАТО третьего поколения – M1-A1, «Леопард-2», «Челленджер», принятыми на вооружение в начале 1980-х годов.
Создание новых образцов второго послевоенного поколения бронетанкового вооружения и техники, их производство потребовали коренной модернизации предприятий танкопрома. Внедрение новых технологических решений изменило станочный парк и привело к созданию автоматических линий по механической обработке, сварке, гальванике. Необходимость увеличения ресурса танковых пушек потребовала создания новых технологий по ковке, механической обработке стволов пушек, а также совершенствования покрытий внутренних поверхностей стволов. Сложно решались вопросы по созданию отечественных приборов ночного видения – тепловизоров, систем наведения танковых управляемых ракет, систем активной защиты танков. К решению этих проблем привлекли большое количество НИИ и предприятий других отраслей оборонно-промышленного комплекса. Многие вопросы были успешно решены.
В течение 1960–1990 годов советская танковая отрасль оказывала значительное влияние на развитие танкостроения в других странах мира, в частности в странах Варшавского договора. Было построено большое количество промышленных предприятий по производству танков, БМП, БТР в рамках межгосударственных договоров по передаче прав на их производство в Польше, Югославии и Болгарии.
Большое количество бронетанкового вооружения и техники экспортировалось в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, в развивающиеся африканские государства, при этом некоторые из этих стран также получали лицензии на производство, им оказывалась значительная экономическая и технологическая помощь при строительстве заводов.
Танковая отрасль уверенно решила задачи по перевооружению Советской армии вплоть до распада Советского Союза. К началу 1990-х годов в Советской армии было в наличии более 63 тыс. танков и более 76 тыс. других видов бронетанкового вооружения и техники.
За этот период значительно расширилась, обновилась и укрепилась промышленная база танкопрома. Наряду с совершенствованием производственной технологической базы основных танкопроизводящих предприятий были созданы новые предприятия для производства: танков Т-80 в Омске, БМП – в Кургане, БТР – в Арзамасе, БМД – в Волгограде, газотурбинных двигателей в – Калуге, двигательного ряда УТД – в Барнауле, двигателей типа 5ТДФ и 6ТД – в Харькове. Значительную помощь головным предприятиям оказывали предприятия-смежники: Ковровский электромеханический завод, Ковровский завод им. В.А. Дегтярева, Красногорский оптико-механический завод, Вологодский оптико-механический завод, «Электромашина» в Челябинске и большое количество других предприятий, расположенных на территории практически всех республик Советского Союза.
В течение третьего послевоенного периода – с 1945 по 1991 год – советское танкостроение продолжало уверенно занимать передовые позиции в мире.
комментарии(0)