Современные гусеничные платформы – это многофункциональные изделия, на базе которых можно создавать различные системы вооружений. Фото Виталия Кузьмина
Материал завершает цикл публикаций, начатый в «НВО» от 28.08.20 и 04.09.20.
Постсоветский период отечественного танкостроения начался с небывалого размаха развала всего народного хозяйства, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса страны.
Все, что создавалось неимоверно тяжелым и героическим трудом советского народа в течение 80 лет, в 1990-е годы было определено как совершенно ненужная и вредная для государства обуза. Продекларированный переход от плановой экономики к «рыночным отношениям» привел к утрате основополагающих технологий в металлургии, станкостроении и особенно в области микроэлектроники, вычислительной техники, программного обеспечения.
Многие предприятия, которые обеспечивали своей продукцией не только свою страну, но и многие страны мира, остановились. Государство отказалось от права владения крупными предприятиями оборонной промышленности, и они за бесценок продавались воротилам криминального бизнеса, в том числе и зарубежным. Приобретатели, как правило, преследовали одну цель – выкачать с предприятия максимально возможное количество средств, а затем перепродать его по цене не ниже покупной. О развитии технологий речь не шла. В этом отношении показателен пример Курганского машиностроительного завода – производителя боевых машин пехоты. Несмотря на солидную выручку от продажи БМП-3 в Арабские Эмираты в начале 1990-х годов и солидный портфель заказов в нулевых годах, он оказался в весьма сложном финансовом положении.
ОКОНЧАНИЕ НА СТР. 8
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО НА СТР. 1
Неоднократная смена собственника подвела предприятие с отличными производственным потенциалом к роковой черте – банкротству. И только вмешательство государства помешало пересечь эту роковую черту.
Тысячи инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих в стране оказались безработными и добывали средства для существования различными способами. Чтобы современный читатель лучше понимал события того периода, приведу такой пример. В Камышлове Свердловской области дислоцировалась база для хранения бронетанковой техники, выводимой из Западной группы войск (из Германии). База представляла собой открытую огражденную площадку, на которой размещалось более тысячи единиц БМП и танков. Рядом с базой размещался недавно построенный кожевенный комбинат с огромными производственными мощностями. Производственный цикл этого комбината осуществлялся в трех огромных зданиях, производственные площади которых были способны вместить более тысячи единиц бронетанкового вооружения и техники. Комбинат оказался бесхозным, и глава города предложил мне (в то время я исполнял должность начальника Главного автобронетанкового управления) разместить технику в производственных зданиях. После осмотра мы пришли к выводу, что такое возможно. Удерживало одно: куда девать новое и, как мы понимали, ценное оборудование? Договорились с главой города, что через некоторое время он уточнит все детали, определит стоимость. Я же согласую вопрос о приобретении с Министерством обороны. Встречаемся через месяц и видим картину: в зданиях половина окон выбита, двери сорваны, по комбинату бродят группы людей и срывают все, что возможно, в первую очередь детали из цветных металлов. Попытка остановить процесс разграбления стала для нас опасной. Обозленные люди кричали: «Прежде чем упрекать, скажите, чем нам кормить наших детей!» Еще через месяц от комбината остались рожки да ножки.
Особенно в тяжелом состоянии оказались предприятия оборонно-промышленного комплекса: их продукция оказалась невостребованной. «Уралвагонзавод», «Омсктрансмаш» остановили производство. Некогда мощный ЧТЗ, легендарный «Танкоград», оказался банкротом. Выпуск бронетанковой техники за редким исключением поставок единичных образцов за рубеж прекратился. Создавалась реальная угроза утраты технологий и квалифицированных кадров как для разработки, так и для производства современной бронетанковой техники. Вместе с тем благодаря неимоверным усилиям руководства «Уралвагонзавода» и Уральского конструкторского бюро тяжелого машиностроения (УКБТМ) при поддержке губернатора Свердловской области и Министерства обороны удалось сохранить главную базовую опору отечественного танкостроения. Главную роль в сохранении производства танков на «Уралвагонзаводе» сыграл контракт на поставку в Индию новой версии танка Т-90 – Т-90С.
К середине 1990-х годов был разработан и поставлен на серийное производство российский ракетно-пушечный танк Т-90. Т-90 это продолжение модернизации семейства танков Т-72. Поставка танков Т-72 за рубеж осуществлялась с 1976 года. Основным заказчиком этого танка была Индия. В начале 1980-х годов Индия приобрела лицензию на производство Т-72М1 и к началу 1990-х годов провела перевооружение своих вооруженных сил.
Наличие нового танка – более совершенной версии Т-72Б, принятого на оснащение ВС России в 1992 году под литерным обозначением Т-90, не могло не заинтересовать руководство ВС Индии.
В 1998 году на «Уралвагонзавод» в Нижний Тагил прибыла представительная делегация ВС Индии и специалистов танкового завода в Авади. Индийская сторона тщательно изучила конструкцию Т-90С, его производство на «Уралвагонзаводе» практической стрельбой и вождением, оценивали преимущества Т-90 перед Т-72М1. По результатам работы они представили свои требования к тактико-техническим характеристикам, которые должны быть реализованы в Т-90 в случае принятия решения правительством Индии на их приобретение.
Требования, предъявляемые к Т-90 индийской стороной, значительно превышали существующий уровень. В короткие сроки требования индийской стороны были выполнены. В результате работы, проведенной Уральским конструкторским бюро тяжелого машиностроения под руководством Владимира Поткина, экспортный вариант Т-90С приобрел новое качество. Прежде всего это двигатель В-92С мощностью 1000 л/с, тепловизор нового поколения, автоматизированный комплекс управления огнем, комплекс управляемого вооружения с более мощной танковой управляемой ракетой и увеличением дальности стрельбы до 5 км, модернизированная пушка 2А46М, комплекс оптико-электронного подавления, системы автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения, встроенная динамическая защита, автоматическая система защиты экипажа от оружия массового поражения, мероприятия по противоминной стойкости, автоматическая быстродействующая система тушения пожара, средства связи нового поколения, комплекс конструктивных и технологических мероприятий, снижающих вероятность обнаружения и поражения танка.
В работе по подготовке танков на экспорт в Индию принимали участие многие конструкторские организации – разработчики систем танка по своим направлениям. Все, что они создали, было на уровне мировых достижений. Для изготовления комплектующих использовалось самое современное оборудование, которое удавалось приобрести у ведущих стран мира.
В мае 1998 года три танка Т-90С были отправлены на испытания в Индию. Испытания проходили в неимоверно тяжелых условиях пустыни Тар на границе с Пакистаном. Температура воздуха достигала 55 градусов. Эксплуатация машин проходила в условиях сильной запыленности. Стремление индийских экипажей выжать запредельное из машин создавало дополнительные трудности. Особое опасение в этих условиях вызывала работа двигателя. Но они-то как раз и сыграли, на мой взгляд, решающую роль в принятии решения на приобретение этих танков. Дело в том, что двумя годами раньше Украина поставила в Пакистан свои танки Т-84 с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. Двигатель 6ТД был разрекламирован как значительно превосходящий В-92С и навязывался украинскими разработчиками в качестве его альтернативы. При этом необходимо отметить, что в это время В-92С прошел только заводские испытания.
На одной из наших машин индийский механик-водитель, как я полагаю преднамеренно, неоднократно нарушал инструкцию по эксплуатации двигателя и поднял его тепловой режим за пределы допустимого. И в конце испытаний двигатель, что называется, потек. Сначала было решено заменить двигатель на новый. Но после тщательной оценки обстановки было принято решение, используя опыт ремонта дизелей В-2 в полевых условиях, восстановить работоспособность танка без замены двигателя. К удивлению индийской стороны, специалисты завода, используя ремонтный комплект, восстановили работоспособность двигателя в полевых условиях, поставили машину на ход, и она завершила испытания, пробежав более 2000 км без замены двигателя. Восхищению индийских экипажей не было пределов. Это окончательно склонило чашу весов в пользу нашего Т-90С с двигателем В-92С.
В 2002 году Индия подписала контракт на поставку 310 единиц Т-90С, а впоследствии были подписаны еще два контракта на лицензионную сборку Т-90С в количестве более 1500 ед. В ходе выполнения контракта вместо литой была изготовлена и установлена сварная башня с увеличенным внутренним объемом на 200 л.
Поскольку в производстве современных танков участвуют сотни соисполнителей разного уровня и для его изготовления необходимо все промышленное производство от металлургии до самой изысканной оптики и микроэлектроники, можно представить, какое количество предприятий промышленного комплекса страны обрели возможность восстановить свое производство и сколько рабочих, инженеров, конструкторов могли вернуться на свои рабочие места. К сожалению, некоторые последствия катастрофы в оборонно-промышленном комплексе 1990-х годов ощущаются и по настоящее время. Вместе с тем в результате реализации контракта с Индией «Уралвагонзавод» восстановил свое положение как головного танкопроизводящего предприятия не только в нашей стране, но и в мире.
В середине 1990-х годов, в период тяжелейшего слома всех составляющих разработки новых образцов танков в стране, конструкторская мысль в отечественном танкостроении не остановилась, а продолжала преодолевать все барьеры, в первую очередь безденежье своей созидательной деятельностью. По выражению главного конструктора и руководителя Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения Кировского завода, создателя танка Т-80, Героя Социалистического Труда Николая Попова, «при голодном животе голова работает лучше». Шла разработка новых систем для модернизации танков Т-72 в Нижнем Тагиле и Т-80 в Санкт-Петербурге по всем направлениям. В Омске продолжалась работа по созданию специальной техники на танковой базе, в Волгограде производился большой объем работ по созданию БТВТ для ВДВ, в Кургане проводились работы по модернизации БМП-2, БМП-3, в Арзамасе завершались работы по созданию БТР-90 «Росток» и новой версии БТР-80 – БТР-82. В Челябинске на дизельном производстве было завершено создание двигателя В-92С2 мощностью 1150 л.с., заканчивались работы по созданию двигателя 2В-12–3А мощностью 1500 л.с. В Барнауле завершались работы по линейке двигателей УТД-29, УТД-32. На 81 БТРЗ в Армавире была освоена модернизация БТР-60 и БТР-70.
Продолжались работы по созданию новых систем для танков на Красногорском оптико-механическом заводе имени Зверева, на оптико-механическом заводе в Вологде. На заводе № 9 в Екатеринбурге проводилась большая работа по совершенствованию танковых пушек и технологий их изготовления. Была разработана 152-мм танковая пушка. АО «ЦНИИАГ», а затем и АО «СКБ ПА» (Ковров), ряд гиброобъемных передач для тяжелых гусеничных машин. НИИстали в Москве разработал новую систему динамической защиты против тандемного выстрела «Реликт». Были разработаны новые принципы обеспечения контроля технического состояния образцов БТВТ, которые были реализованы в автоматизированных системах технического диагностирования. ООО «Проект-техника» создало новую материальную базу для проведения среднего и капитального комплексного ремонта образцов ВВТ вместо стационарных заводов капитального ремонта, изъятых из состава Министерства обороны.
Военная академия бронетанковых войск в Москве, ВНИИТМ в Санкт-Петербурге, 38 НИИИ МО обеспечивали работу конструкторских бюро предприятий результатами фундаментальных и прикладных научных исследований. Их сотрудники организовывали и проводили государственные испытания новых образцов вооружения.
В период 1990-х и начале нулевых годов была осуществлена поставка 40 танков Т-80У в Южную Корею, 82 ед. Т-80У – на Кипр, 375 ед. Т-72С – в Иран и около 600 ед. Т-90С – в Алжир. Наши танки Т-80У и Т-90С принимали участие на сравнительных испытаниях в Малайзии, Греции, на выставках в ОАЭ, где показывали результаты на уровне мировых достижений.
Но главной задачей этого периода являлось создание российского танка нового поколения, который бы существенно превосходил все существующие в мире танки. За выполнение этой задачи взялся коллектив УКБТМ под руководством Владимира Поткина. Необходимо отметить, что к этому времени после принятия на вооружение танков Т-64, Т-72, Т-80 прошло более 30 лет. И конструктивные наработки по созданию нового танка были. Были разработаны новые требования к образцам БТВТ нового поколения. Суть их сводилась к следующему:
– способность к автономным действиям в составе ограниченных тактических групп в любых климатических, погодных и временных условиях;
– обеспечение оперативно-тактической мобильности, в том числе авиатранспортабельности при возможном ограничении общего веса объектов без снижения показателей по защищенности;
– многоканальность вооружения и автоматическое управление различными средствами поражения;
– обеспечение дистанционного управления как одиночным образцом, так и подразделением;
– обеспечение интеграции образцов БТВТ в единую систему поражения;
– формирование рациональной продолжительности жизненного цикла образцов;
– унификация семейств машин на базовых шасси в рамках единой системы вооружения на континентальных ТВД;
– обеспечение возможности по одновременному принятию на вооружение гаммы машин как боевых, так и боевого, технического и тылового обеспечения.
Несмотря на жесткое ограничение финансирования, коллектив УКБТМ и их соисполнители взялись за разработку нового типа танка, известного как объект 195. Большую поддержку и помощь конструкторским коллективам в этой работе оказывали сотрудники и специалисты ГАБТУ. Высокую оценку боевым характеристикам танка и конструкторским решениям, реализованных в нем, при личном осмотре в начале нулевых годов дали министр обороны РВ маршал Игорь Сергеев и начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин.
Работа двигалась успешно, и уже к началу 2003 года танк прошел заводские и предварительные испытания и был готов к испытаниям государственной комиссии. По конструкторским решениям, техническим и боевым характеристикам он значительно опережал то, что существовало к этому времени в армиях передовых танкопроизводящих стран. Но вследствие различных обстоятельств работа была остановлена. Конструкторские решения и опыт, приобретенный в ходе производства объекта 195, в настоящее время в полной мере используются в работе по созданию базовых машин семейства бронированных машин будущего – «Армата».
Одновременно с разработкой объекта 195 в омском Конструкторском бюро транспортного машиностроения (КБТМ) создавалась новая версия танка с газотурбинным двигателем – «Черный орел», который сохранял традиционную компоновку, но наряду с автоматом заряжания за башней предусматривалась ниша с размещением 12 боеприпасов для него. К «Черному орлу» так же, как и к объекту 195, были предъявлены требования по основным боевым характеристикам. На основе опыта боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе была начата разработка боевой многофункциональной огневой машины БМПТ. К сожалению, отсутствие финансирования остановило эти работы и только в 2005 году работа по созданию БМПТ («Терминатор») была завершена.
Наряду с разработками новых образцов танков в период с середины 1990-х – начало 2000-х годов были заложены возможности глубокой модернизации всего парка бронетанкового вооружения и техники на десятилетие вперед. Проведен комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию нового семейства гусеничной и колесной бронетанковой техники средней категории по массе. Все это в настоящее время стало хорошей основой для создания перспективных образцов БТВТ.
Особую роль в развитии потенциала танковой отрасли в настоящее время занимает Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Уралвагонзавод». Созданный в 1936 году Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле, в период Великой Отечественной войны выпустивший для достижения победы над врагом более 36 000 танков Т-34, взял на себя всю тяжесть ответственности за сохранение танковой отрасли в лихолетье 1990-х годов. Он объединил вокруг себя предприятия танковой отрасли страны, создал мощную корпорацию производителей ВВТ для Сухопутных войск и в настоящее время уверенно продолжает традиции отечественного танкостроения, заложенные 100 лет назад. Ведутся разработки новейших бронетанковых вооружений и техники, задающие тон в мировом танкостроении.
Прошедший постсоветский период отечественного – теперь уже российского – танкостроения подтверждает несгибаемую волю и святое сохранение традиций отечественных танкостроителей: всегда двигаться вперед, создавать лучшие, непревзойденные по качеству и боевым характеристикам образцы бронетанкового вооружения и техники в мире. Наша страна вернула позиции центра мирового танкостроения.
Зарождающееся как в нашей стране, так и за рубежом новое поколение бронетанкового вооружения имеет ряд общих признаков, основанных на конструктивной реализации передовых достижений в области микроэлектроники, средств связи, информационных технологий и роботизации.
Отличительным признаком бронетанковой техники нового поколения являются: наличие автоматизированных систем управления боевым взаимодействием и техническим состоянием, интеграции электроники образца БТВТ в единый комплекс, новые технологии управления оружием, автоматическая система сопровождения целей, дистанционный подрыв боеприпасов, дистанционное управление образцом БТВТ, комплексирование средств разведки и целеуказания как для уничтожения наиболее важных целей вооружением танков, так и для создания коллективной защиты подразделений в тактической зоне.
В качестве перспективной системы вооружения в Сухопутных войсках предусматривается система вооружения передового эшелона тактического звена, размещенная на базовых шасси бронетанковой техники. Состав такой системы может включать бронетанковое вооружение, ракетно-артиллерийское вооружение системы ПВО, командно-штабные машины боевого управления, бронированное вооружение инженерных войск.
Данное направление широко представлено в работах видного ученого в области танкостроения и применения танков в боевых условиях, начальника кафедры танков Военной академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского генерал-майора Олега Брилева. По его мнению, наряду с традиционными боевыми свойствами в системе бронетанкового вооружения и техники на первый план выдвигается необходимость развития нового системного свойства – командной управляемости. Это может быть реализовано при достижении комплексной автоматизации процессов управления как отдельными образцами БТВТ, так и подразделениями в целом.
Командная управляемость может быть реализована при наличии в составе образца БТВТ бортовой информационно-управляющей системы на основе высокопроизводительных вычислительных средств, надежной системы технического зрения, средств электронной защиты, связи, навигации и других средств сбора, обработки, передачи информации и управления. В настоящее время достигнутые успехи в области использования цифровых технологий позволяют сделать следующий шаг в развитии БТВТ. Речь идет о создании роботизированных образцов БТВТ. На современном этапе роботизация боевых средств охватывает все большую сферу боевого применения ВВТ. Достигнуты хорошие результаты в воздушной и морской сферах. Создание наземных боевых комплексов – задача более сложная из-за неоднородной среды их применения.
Работы по роботизации танков проводились преподавателями и специалистами ВА БТВ под руководством Виктора Сергеева еще в 1980-е годы. Были достигнуты положительные результаты по дистанционному управлению трех единиц танков Т-72 при выполнении всех функциональных задач работы танков: движение, разведка целей, подготовка данных для производства выстрелов из пушки и пулемета и осуществление стрельбы. Но в то время уровень развития технического интеллекта и информационно-управляющие возможности были крайне ограниченны и не позволили далее развивать это направление.
В омском КБТМ в результате ОКР «Пожар» был создан первый тяжелый гусеничный роботизированный образец на узлах и агрегатах танка Т-80, предназначенный для ликвидации пожаров на арсеналах и базах хранения боеприпасов. Идет разработка роботизированных комплексов для обеспечения боевых действий на открытой и урбанизированной местности.
На наш взгляд, роботизация БТВТ – это будущее отечественного танкостроения. Мы стоим на пороге новой эры – военно-технической революции в военном деле, на пороге всеобщей роботизации образцов ВВТ – как боевых роботизированных ударных комплексов, так и роботизированных комплексов обеспечения боевых действий. Она изменит формы и методы вооруженной борьбы и способы ведения боевых действий так же, как в свое время они изменились с изобретением пороха, а впоследствии – с механизацией и моторизацией вооруженных сил и появлением ядерного оружия.
Всякая эволюция боевых средств для достижения успехов в боевых действиях протекала в условиях повышенной гибели личного состава. Каждая последующая война уносила все большее количество человеческих жизней. Видимо, пришло время, когда пора остановиться и заменить человека на поле боя машиной с искусственным интеллектом. Предпосылки для этого созрели, и наша задача – не опоздать с их использованием.
Необходимо учитывать, что Министерством обороны США еще в 2007 году утверждена 25-летняя программа развития видов Вооруженных сил, объединенных программой роботизации. Программа определила цели и задачи создания робототехнических средств наземного, морского и воздушного базирования. Программа хорошо финансируется, жестко контролируются этапы ее выполнения. Ежегодно осуществляется корректировка планов программы в соответствии с достигнутыми результатами в области интеллектуальных систем и других научно-технических достижений.
В российских Вооруженных силах за последние 10 лет уделяется большое внимание развитию роботизированных комплексов ВВТ при поддержке министра обороны генерала армии Сергея Шойгу. Особенно продвинулось в этой области отечественное танкостроение. Идея создания в будущем роботизированного танка была определена еще патриархом отечественного танкостроения Александром Морозовым. Серьезные работы в этом направлении в 1990-е годы вело Специализированное конструкторское бюро транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге под руководством Николая Попова. Новая компоновка танка, автоматизированная система боевого управления, элементы технического зрения, дистанционное управление оружием, бортовые информационные системы управления огнем и движением, реализованные еще на объекте 195, – необходимые условия для роботизации танка будущего.
Подводя итоги героического пути отечественных танкостроителей на протяжении целого века, необходимо отметить, что они создали техническую и материальную основу для создания танковых войск, обеспечивших Победу в Великой Отечественной войне и сохранивших мир в послевоенный период. Начиная с танка Т-34 отечественное танкостроение являлось ведущим в мире по многим показателям. Многие конструкторские решения наших разработчиков танков на протяжении всей вековой истории были столь революционными, что становились классическим примером создания бронетанковой техники во всем мире, в том числе и современных образцов.
Современным танкостроителям есть с кого брать пример. Пожелаем им начать следующее столетие, свято сохраняя традиции предшественников, создавая лучшее бронетанковое вооружение и технику в мире для защиты нашего дорого Отечества. H
комментарии(0)