Переход президента Владимира Зеленского под американское влияние все больше отдаляет его от олигарха Игоря Коломойского (первый справа). Фото из Telegram-канала офиса президента Украины
Роль олигархических группировок в жизни современной Украины парадоксальна. С одной стороны, именно они грабят и разрушают страну. С другой стороны, именно благодаря им Украина не стала полной марионеткой Вашингтона. Наоборот, она оказалась «хвостом, который вертит собакой» (см. «НВО», 12.03.21, «Полураспад Украины»).
УКРАИНСКИЕ КАПИТАЛЫ И АМЕРИКАНСКИЕ ОКРИКИ
Для олигархов абсолютным приоритетом является личное обогащение. Противоречащие данной цели распоряжения Вашингтона и Брюсселя не выполняются. В частности, полностью саботируются меры по борьбе с коррупцией. Для многих украинских олигархов основным источником обогащения являются построенные в советский период промышленные предприятия. Олигархи заинтересованы в их сохранении. Тем самым они препятствуют полной деиндустриализации страны и превращению ее в откровенную марионетку Запада.
В США начали это понимать. В последние годы Вашингтон уделяет большое внимание борьбе с украинскими олигархами. При Порошенко добиться успеха было невозможно хотя бы потому, что сам Порошенко – один из крупнейших олигархов. Зеленский же олигархом не является, хотя он абсолютно некомпетентен во всех без исключения сферах. Его избрание президентом в значительной степени обеспечил крупный олигарх Коломойский. Но сейчас США явно перехватывают управление Зеленским. В нынешнем году подвергаются разгрому условно «пророссийские» (на самом деле – просто менее антироссийские) олигархи во главе с Медведчуком. Следующим должен быть сам Коломойский.
Насколько реально этого добиться – пока сказать сложно. Но даже если полностью разгромить Коломойского не удастся, его влияние на Зеленского сильно снизится. И нынешний президент окажется самым проамериканским за всю историю Украины.
Показательно, что сейчас Зеленский даже не имитирует законности своих действий, вводя президентскими указами санкции против граждан собственной страны и закрывая оппозиционные СМИ. Очевидно, что так выполняется прямой заказ США.
БОЙНЯ ПО ЗАКАЗУ
В такой ситуации Вашингтону достаточно просто будет «заказать» Зеленскому новую войну в Донбассе. Тем более что в Киеве вдохновлены победой Азербайджана в Карабахе (см. «НВО», 27.11.20, «Армения – Азербайджан: 26 лет спустя») и всерьез надеются этот вариант повторить. Причем тоже с помощью Турции, особенно ее «Байрактаров», которые Украина уже сейчас активно закупает. В очередной раз повторится ситуация, когда все выгоды – проблемы для России – получает «заказчик» (США), а все издержки несет «исполнитель» (Украина).
США в реальности почти ничего не вкладывают в Украину, передавая ей лишь незначительное количество подержанного оружия и военного оборудования своих ВС. Деньги Украина получает только в долг (из-за чего финансовое положение страны неуклонно ухудшается). Украина уже понесла от нынешней гражданской войны огромные людские (особенно с учетом эмиграции), материальные и территориальные потери. И продолжает их нести, что для Вашингтона ни малейшего значения не имеет.
Более того, практически прекращено финансирование Украины даже по линии МВФ. Поскольку значительная часть поступающих с Запада средств достается тем же олигархам, в США не хотят выделять теперь деньги даже в долг. При этом сокращение или даже полное прекращение финансирования не противоречит ужесточению политического давления на Киев со стороны Вашингтона – скорее наоборот.
Установить размер нынешних армий Донецка и Луганска сложно. Но, разумеется, они гораздо слабее украинских, оперативная глубина их построения очень незначительна. Это порождает надежду в Киеве на возможность соединения азербайджанско-турецкой победы в Карабахе с «блицкригом» по типу хорватской «Бури» в августе 1995 года в Сербской Краине (см. «НВО», 01.02.19, «Правда и мифы о войне в Югославии»).
Разница в том, что Россия – не Сербия при Милошевиче и не Армения при Пашиняне. Ее сознательный отказ от помощи Донбассу или слишком медленное реагирование, когда помогать будет уже некому, практически исключены. О чем свидетельствует развертывание сил ЮВО в Ростовской области и в Крыму (см. «НВО», 25.09.20, «Возможна ли очередная война между Россией и Турцией»).
ВОЕННЫЕ СЦЕНАРИИ
При этом Россия может реализовать «грузинский вариант»: разгромить ВС Украины только в Донбассе, восстановить территориальную целостность ДНР/ЛНР по бывшим административным границам Донецкой и Луганской областей и признать их независимость с официальным размещением там контингентов ВС РФ. Юридическим обоснованием такого варианта станет, как и в случае с Абхазией и Южной Осетией, наличие российского гражданства у значительной части жителей ДНР/ЛНР.
Однако теоретически не исключен и вариант полномасштабного удара ВС РФ по всему периметру границы с Украиной, что почти наверняка приведет к обрушению ВС Украины и их полному разгрому. В этом случае размеры занятой российскими войсками украинской территории будут определяться только политическим решением Кремля.
С военной точки зрения поддержка ДНР и ЛНР для России до сих пор почти ничего не стоила, как и для США – поддержка Украины. Россия передавала Донбассу старую советскую технику, уже выведенную из состава своих ВС.
Сами ВС РФ во время своего вмешательства в конфликт в августе-сентябре 2014 года и январе-феврале 2015 года потеряли незначительное количество советской же техники, относительно невелики были и потери в личном составе (по-видимому, не более 100 человек убитыми). В случае новой полномасштабной войны ситуация изменится для России непринципиально. Потери и затраты будут выше, но отнюдь не критическими.
Прямое военное вмешательство со стороны НАТО исключено даже в том случае, если российские войска займут Украину полностью. Обещанная Вашингтоном и Брюсселем «поддержка» Украины является обычной политической демагогией. Запад поддерживает Украину с февраля 2014 года, но в практическом плане эта поддержка не дала Украине ничего. К прямой войне с Россией альянс не готов даже в ограниченных масштабах (тем более что ограниченная война может быстро перерасти в неограниченную). Он способен только посылать Москве разные «мощные сигналы», которые лишь подчеркивают, насколько он напуган.
Почти все возможные экономические санкции Запад против России уже ввел. При этом реальные сектора российской экономики (промышленность и сельское хозяйство) от санкций скорее выиграли, поэтому ничего не имеют против их сохранения и даже расширения.
Пожалуй, единственная неприятная мера, которая будет применена Западом против России в случае новой войны в Донбассе, – окончательное прекращение строительства «Северного потока – 2». Берлин в такой ситуации не выдержит политического давления со стороны Вашингтона, Лондона, Варшавы и откажется от проекта.
В результате Вашингтон решит важную задачу: Москва продолжит финансировать своего врага путем оплаты транзита газа через Украину. Более того, военные провокации со стороны НАТО если и будут, то именно в Балтийском море, в районе достройки газопровода, причем осуществлять эти провокации будет Польша. Если в воздухе и на суше преимущество в восточной части Европы заведомо на стороне России, то на море превосходство будет на стороне НАТО, что ограничивает для России свободу маневра.
ПИРРОВА ПОБЕДА
Но по-настоящему серьезная экономическая проблема для России в случае войны с Украиной состоит в том, что поддержка даже нынешних ДНР и ЛНР для Москвы весьма обременительна. А расширение подконтрольных территорий усугубит ситуацию.
К тому же чем дальше войска продвинутся на запад, тем больше антироссийски настроенного населения окажется на занятых территориях. В случае войны именно этот фактор станет важнейшим ограничителем для Москвы. А отнюдь не ВС Украины или военные и экономические меры Запада.
Киеву Донбасс не нужен примерно по тем же соображениям. Уход половины Донбасса и всего Крыма как минимум вдвое сократил пророссийский электорат, что очень облегчило жизнь украинской власти. Если бы Донбасс удалось вернуть в состав Украины, Киеву пришлось бы тратить огромные деньги на его восстановление, при этом получив несколько миллионов граждан, ненавидящих Украину.
Впрочем, Запад мог бы выделить значительные средства на восстановление Донбасса. Большая часть этих средств будет разворована олигархами, что им, безусловно, очень выгодно. Но ненависть жителей Донбасса к Киеву еще усилится. Таким образом, правящей на Украине группировке гораздо выгоднее проиграть войну, чем ее выиграть: это избавит Киев от проблемных территорий и нелояльных граждан. И закрепит роль Украины как «жертвы русской агрессии».
К тому же будет преодолена «эрозия боевого духа» внутри ЕС. Все больше политиков и бизнесменов в Европе начинают открыто говорить, что дальнейшая поддержка Украины и конфронтация с Россией смысла не имеют и приносят только вред. В случае новой войны подобные разговоры прекратятся. Такой вариант может быть выгоден и Вашингтону – учитывая перекладывание на Москву необходимости содержать весь прежний Донбасс напрямую, а враждебную Украину – через сохранение газового транзита.
Итак, для обеих сторон победа станет пирровой. Но в чисто военном плане шансов на победу несравненно больше у России. В этом случае наименьшим злом для Москвы становится «грузинский вариант», добровольный отказ продвигаться дальше границ Донбасса.
Москва не заинтересована в войне, но по мотивам внутриполитического характера не сможет от нее отказаться, если войну начнет Киев.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ
В этой ситуации становится ясно, какую грубую политическую ошибку совершила Москва весной 2014 года, не присоединив вместе с Крымом как минимум – Донбасс, как максимум – весь пояс областей от Одессы до Харькова. За счет экономики этих регионов мы бы компенсировали ущерб от западных санкций (которые вряд ли отличались бы от тех, которые мы получили за один только Крым). Не было бы ни бойни в Донбассе с огромными разрушениями, ни нынешнего обострения. Киев, Брюссель и Вашингтон могли бы сколько угодно не признавать присоединения этих территорий к России, но о военных действиях не могло быть и речи. Увы, мы не сделали этого из-за вечного «низкопоклонства перед Западом» (см. «НВО», 25.12.20, «Главные военно-политические уроки – 2020»), а теперь былого не вернуть.
Другая грубейшая ошибка – участие в «Минском процессе», которое превращает Москву в заложника Киева. Сегодня только «альтернативно мыслящий» не понимает, что замысел Москвы «затолкнуть» ДНР и ЛНР в Украину принципиально нереализуем.
ДНР/ЛНР могут либо вернуться в Украину силовым путем (по типу Сербской Краины и почти всего Карабаха). Либо зависнуть в нынешнем статусе (по типу Приднестровья). Либо восстановить свои границы и стать «частично признанными» (по типу Абхазии и Южной Осетии). Либо стать субъектами РФ (по типу Крыма). А вот особого статуса в составе Украины у них не будет никогда.
Кроме того, пора осознать, что никогда не будет дружественной нам Украины в ее нынешних границах. Целью Москвы должен быть полный демонтаж нынешнего украинского государства. Желательно достичь этой цели невоенными методами.
На данный момент никакой из вариантов нельзя считать предопределенным и никакой вариант нельзя исключать.
Для украинского руководства сам по себе проигрыш войны проблемой не является, а отчасти даже выгоден. Однако существует вероятность, что представители украинского руководства могут пострадать физически и лишиться значительной части имущества, а это уже весьма серьезный ограничитель.
Но если Вашингтону удастся «добить» украинских олигархов, Киев окончательно утратит политическую субъектность. Именно Вашингтон будет принимать все решения за Киев, и характер этих решений будет зависеть от отношений США и России.
Если «Северный поток – 2» все же будет достроен и запущен, для Вашингтона и Киева война в Донбассе потеряет смысл. Если она не начнется в ближайшие полгода, конфликт, видимо, будет снова заморожен, разве что возникнут какие-то неизвестные обстоятельства геополитического характера.
комментарии(0)