Бартош А.А. Серая зона: театр гибридной войны. – М.: Горячая линия – Телеком, 2021. – 305 с. |
Стратегии использования серых зон как элементов «петли Анаконды», предназначенной для удушения и разрушения России в течение многих лет по заданиям Пентагона и Госдепа США, активно отрабатываются в таких влиятельных исследовательских центрах, как РЭНД Корпорэйшн, Центр стратегических и международных исследований, Центр новой американской политики безопасности, и некоторых других. В итоговом докладе американского Консультативного совета по международной безопасности по проблемам серой зоны сформулированы рекомендации правительству США, в которых серая зона рассматривается как важный фактор, определяющий стратегии современных конфликтов, и предложены систематические усилия по всестороннему исследованию и использованию во внешней политике указанного феномена.
США и страны НАТО ведут разработку единого плана проведения кампании по реализации государством действий в серой зоне, предусматривающего проведение силовых и несиловых операций по навязыванию противнику своей воли. Операции должны находиться за пределами границ традиционного государственного регулирования, но не превышать порог прямого военного конфликта, что должно позволить продвигать свои интересы, допуская выход за пределы общепринятых методов дипломатии, но избегая при этом военных действий.
Вопросы межгосударственного противоборства в гибридных войнах вызывают интерес в Китае, во многих европейских государствах, где издаются книги Александра Бартоша и некоторых других российских авторов.
Перечисленные и некоторые другие факторы обусловили своевременность предпринятой Бартошем попытки раскрыть в недавно изданной им монографии «Серая зона: театр гибридной войны» роль и место серой зоны в стратегиях военных конфликтов X XI века.
В книге впервые на научном уровне сделана попытка осмысления нового фактора операционной среды – серой зоны как политического, стратегического пространства, в пределах которого международная система, балансируя на грани войны и мира, переформатируется под правила нового миропорядка.
Введено понятие «современная операционная среда» как общее операционное пространство, диапазон угроз в котором простирается от мелких, менее технологичных противников, использующих адаптивные, асимметричные методы, до более крупных, модернизированных сил, способных атаковать с применением традиционных и симметричных способов борьбы.
Показано место серой зоны как театра гибридной войны, ведущейся в современной операционной среде. Предложены измерения серой зоны, включающие пространство и время, обосновано понятие «конкуренция в серой зоне», приведен подробный перечень гибридных угроз как инструментов гибридной войны. Сформулированы факторы использования гибридной войны для стратегического неядерного сдерживания и принуждения противника.
Важное место отведено вопросам военной техносферы серой зоны и ее влияния на стратегию и тактику современных конфликтов, выявлены наиболее значимые тренды противоборства в серой зоне в условиях развития технологий искусственного интеллекта, совершенствования киберстратегий, глобальной цифровизации, ожесточенной борьбы за контроль над сознанием населения государства-жертвы.
Угрозы серой зоны предопределяют важность выводов автора, среди которых переосмысление всей системы подготовки кадров, способных решать комплексные вопросы противоборства в серых зонах. Расширение кадровых ресурсов, более быстрое реформирование правоохранительных, иммиграционных и визовых органов для привлечения лучших мировых специалистов и улучшения системы образования – все это варианты государственной политики по противоборству с гибридной агрессией. В учебные программы вузов целесообразно включить курсы «Гибридная война» и «Театры гибридной войны». Стране нужны высокообразованные, эрудированные и хорошо мотивированные дипломаты, политики и военные, которым придется иметь дело с разветвленным и сложным спектром попыток вмешательства в различные сферы международной и общественной жизни. Особое внимание должно уделяться формированию национальной идеи, патриотическому воспитанию молодежи.
Противостоять американским стратегиям сдерживания и принуждения России будет крайне сложно, если не удастся ликвидировать собственные внутренние уязвимости, главными из которых являются отсутствие устойчивого экономического роста и сохраняющиеся разрывы геоэкономической и социальной связности, недостаточная притягательность страны и модели ее развития, неразвитость мягкой силы, отсутствие объединяющей национальной идеи.
Россия должна быть нацелена на решение задач внутренней социально-экономической и социально-политической модернизации, обеспечения информационной безопасности, минимизации способности США вмешиваться в наши внутренние политические процессы – использовать объективно возникающие проблемы для дестабилизации ситуации и манипуляций настроениями общества. Осознание апологетами гибридных войн адекватного восприятия руководством и народом России вызовов и угроз, исходящих от США и их союзников, реализация активных мер противоборства, без сомнения, будут оказывать отрезвляющее влияние на сторонников использования серых зон для ослабления и дезинтеграции нашей страны. H
комментарии(0)