Ильяс Дауди уверен, что его новый роман ляжет в основу фильма об афганской войне. Фото из архива Ильяса Дауди
Имя писателя, публициста, участника афганской войны Героя России Ильяса Дауди, о судьбе которого «НВО» (17.09.21) рассказало в очерке «Разведчик кундузского полка» восходит на небосклоне отечественной литературы. Его военно-исторический роман «В круге Кундузском», презентованный читателям в конце прошлого года, стал, по оценке литературных критиков, настоящим открытием для почитателей военной прозы. Сюжет романа-трилогии – «Мы все вернемся!», «Не парадным коридором» и «Цугцванг обер-лейтенанта Бруно Тевса» – основан на реальных событиях, произошедших в свое время в Афганистане и за его пределами. Военный журналист Сергей ВАСИЛЬЕВ попросил Ильяса ДАУДИ рассказать об истоках афганской темы в его творчестве и связанных с ними событиях, а также прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в Афганистане после вывода из него сил западной коалиции ISAF.
– Ильяс Дильшатович, драматические события, происходящие в настоящее время в Афганистане, значительно повышают актуальность вашего романа «В круге Кундузском», заставляя осмыслить, что принесло этой стране 20-летнее пребывание в ней сил западной коалиции. Издавая роман, вы предвидели такой исход?
– Абсолютно нет. Я писал роман, не привязывая его создание к завершению миссии возглавляемых НАТО международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане. И уж тем более я не мог знать точную дату их вывода. Так совпало.
Сама по себе афганская тема для меня не конъюнктурна: она всегда присутствовала в моей жизни. Поэтому к созданию романа я шел целенаправленно и очень давно. Еще в период службы в Афганистане вникал в нюансы быта населения страны. Использовал любую возможность, чтобы пообщаться с местными жителями: расспросить их о родоплеменном устройстве, законах афганского общества, его традициях, обычаях и культуре, в целом укладе жизни, об отношении простых людей к правящей элите.
При этом я изучал не только их национальные различия и особенности, но и религиозные направления в исламе – суннизм, шиизм, исмаилизм.
По возвращении на Родину я продолжал следить за развитием ситуации в Афганистане, черпал знания из исторической и военной литературы, мемуаров советских военачальников и дипломатов. Учитывая, что сам был активным участником многих драматических эпизодов середины 1980-х годов в Афганистане, счел необходимым спустя годы рассказать о тех событиях, которые, хочу надеяться, никого из читателей не оставят равнодушным.
– Почему вы назвали роман «В круге Кундузском»?
– Это метафорический образ. Кундузский круг – достопримечательность в центре города Кундуза. Это круглая площадь с бессчетными торговыми рядами, дуканами и чайханами. Там царят вечные сутолока и многолюдье. Типичный восточный базар. Но еще это излюбленное место для тайных встреч афганских полевых командиров с иностранными военными и агентами спецслужб, местных чиновников и духовенства с зарубежными политиками, которые в Афганистане вершили свои темные дела. Итоги таких «консультаций» предугадать несложно: силовое устранение неугодных национальных лидеров, провоцирование политических кризисов, подстрекательство к боестолкновению враждующих племен, а в результате – боль, горе и смерть среди простого народа.
Именно в круговороте событий, произошедших в Кундузе, переплелись не только судьбы людей разных поколений: афганцев, англичан, советских и германских военных, американцев, но и стратегические интересы многих ведущих государств мира: Великобритании, Советской России, впоследствии – СССР, нацистской Германии, США.
Кундуз – важный узел на главном военно-политическом театре «большой игры в Афганистан», регион ожесточенных боевых действий как в период присутствия Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА), так и поныне. Однажды вошедший в кундузский круг останется в нем навсегда! Таковы реалии многовековой афганской истории, жизни и судьбы.
– Расскажите, пожалуйста, о чем ваша книга?
– Роман автобиографичен, хотя и наполнен собирательными образами. При этом все действия положены на реальные события, которые произошли в Афганистане во время необъявленной войны и военной операции сил западной коалиции ISAF. Я поставил перед собой творческую задачу рассказать в первых повестях трилогии «Мы все вернемся!» и «Не парадным коридором» историю героев, среди которых захотелось бы жить современной молодежи.
Главные действующие лица – шестеро солдат-разведчиков из состава ОКСВА, призванных на срочную службу из разных уголков СССР. Ребята познакомились в поезде по пути в «афганскую учебку», дислоцированную в южном Узбекистане. В учебном полку их отобрали в разведывательную роту, поскольку они были спортсменами-разрядниками, знали толк в боксе, дзюдо и карате. С первых дней обучения навыкам войсковой разведки, а затем в период службы в ДРА их свяжет крепкая армейская дружба. Они примут участие в наиболее ожесточенных войсковых операциях в Панджшерском и Мармольском ущельях, в приграничных с Пакистаном и Ираном провинциях Кунар, Бадахшан, Герат, в районе Хост-ва-Ференга.
В романе описываются и малоизвестные реально произошедшие события. Например, разведчики участвовали в освобождении похищенных советских специалистов, которые работали на хлебокомбинате в Мазари-Шарифе, а также в Панджшерской операции 1985 года, ставшей ответом на разгром отрядами Ахмад Шаха Масуда базы афганских правительственных войск в Пишгоре, убийство командира бригады и пленение 500 афганских военных, позже казненных. Парни штурмовали укрепрайон Кокари-Шаршари в провинции Герат. Они стали свидетелями первого применения американского переносного зенитно-ракетного комплекса FIM-92 Stinger против советской авиации и многого другого.
– В третьей повести «Цугцванг обер-лейтенанта Бруно Тевса» вы описываете действия сил ISAF в Афганистане.
– Гражданская война в Афганистане затянулась на четыре десятилетия. И я посчитал необходимым показать в романе современный Афганистан с присутствовавшими в нем до последнего времени международными силами содействия безопасности ISAF во главе с США. Невозможно забыть, как в 80-е годы прошлого столетия Соединенные Штаты обвиняли Советский Союз в негуманном отношении к афганскому народу. Теперь появилась возможность на реальных примерах боевых действий ISAF сравнить, кто из нас все-таки был гуманнее. И во что афганскому народу обошлась навязанная ему из-за океана так называемая «Несокрушимая свобода» – военная операция США и их союзников.
– Роман «В круге Кундузском» выстрадан судьбой?
– Это так! В своем произведении я постарался изнутри максимально детально передать солдатский быт и атмосферу боевых действий, показать фронтовую дружбу, отношения боевых товарищей друг с другом на войне, их чувства, оценки и самооценки, стремление к взаимовыручке, самопожертвованию. Я также рассказал, как юмор на войне уживался с болью утрат. Из романа хорошо видно, как наши офицеры и солдаты искренне гордились тем, что служили в Афганистане, считая это выполнением важной государственной задачи Родины. И это правда!
Помимо этого в романе я передал объективную картину тех лет и обстановку, которая складывается в Афганистане сегодня. К сожалению, наша война тоже стала трагедией для афганского народа. Хотя большинство афганцев – в их числе бывшие непримиримые оппозиционеры и мятежники – понимают, что СССР, так много сделавший в то время для становления их государства, желал Афганистану только добра!
Нам, советским воинам, побывавшим «за речкой», небезразлично, какими нас, шурави, запомнили сотни тысяч афганцев, подобных бедному дехканину Шераги, с которым летом 1986 года меня свела судьба на блокпосту в кишлаке Мулла-Гулям, провинции Тахар.
– Министерство обороны Российской Федерации высоко оценило роман, назвав его «повышающим престиж наших Вооруженных сил в мире, служащим укреплению патриотизма у личного состава и подрастающих поколений защитников Отечества», рекомендовав экранизировать и обеспечить широкий кинопрокат за рубежом. Известно также, что роман выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе за 2021 год. Расскажите, пожалуйста, о ваших планах.
– Главное, что роман приняли такие же, как и я, ветераны-«афганцы». Для меня они – самые строгие и благодарные читатели. Многие из них, прошедшие афганскую войну (1979–1989), узнали в героях произведения самих себя и своих боевых товарищей. Считаю, что лучшие человеческие качества – настоящая дружба, чувство долга, любовь к Родине, храбрость, самопожертвование, сопереживание, уважение традиций других народов, вера в победу добра над злом – одинаково ценны и актуальны как у нас в России, так и в Европе, Америке, Азии.
Я выбрал сложный, но, на мой взгляд, верный путь: двигаться к созданию кинокартины по роману, но руками иностранных кинодеятелей – режиссера, продюсера, актеров, и на средства, привлеченные из-за рубежа.
Предполагаю, что полнометражный художественный фильм будет достойно представлен на ведущих международных кинофестивалях – в Каннах, Берлине, Венеции, Токио.
Понимаю, это непростая задача! Однако убежден, что пропаганда общечеловеческих, истинно морально-нравственных ценностей в реализуемых национальных проектах культуры и искусства также важна для мировых государств наряду с их стремлением к доминированию на геополитической арене.
Свидетельство того, что я на правильном пути, – получаемые от зарубежных кинодеятелей из Германии, стран Скандинавии, США и других государств рецензии на роман «В круге Кундузском». В них отмечается глубокое знание автором сути происходивших исторических событий, литературные персонажи видятся подлинными, вызывающими желание быть похожими на них, что соответствует слогану романа и уже написанного киносценария: «История героев, среди которых хочется жить!»
– Как вы считаете, возможна ли экранизация вашего романа за границей?
– Убежден, что это даже будет лучше. Поэтому я вышел из внутрироссийского кинематографического пространства и веду переговоры с зарубежными продюсерами, режиссерами, сценаристами, проявляющими большой интерес к афганской теме.
Важно отметить, что минувшие два десятилетия мировое сообщество и само неоднозначно оценивало пребывание войск западной коалиции в Афганистане. Все трагедии, связанные с ударами по мирному населению и гражданским объектам, имели негативный резонанс за рубежом.
К примеру, трагические события с массовой гибелью гражданских лиц после авиаударов сил ISAF вызвали строгое осуждение в западных государствах. В ночь на 4 сентября 2009 года в результате авиационного удара по окраине кишлака Ибрахим-хейль погибли свыше 80 дехкан. После этой трагедии в Бундестаге создали парламентскую комиссию с участием в ней министра обороны ФРГ, занявшуюся выяснением обстоятельств гибели мирных граждан. А во время авиаудара по кишлаку Дафтани 2 апреля 2018 года погибли более 100 детей от 8 до 14 лет. Расследованием причин этой трагедии занялась комиссия Госдепартамента США. Все эти чудовищные преступления произошли в провинции Кундуз.
3 октября 2015 года американская авиация, несмотря на наличие GPS-данных, нанесла авиаудар по госпиталю международной медицинский гуманитарной организации (MSF) «Врачи без границ» в Кундузе. В нем тогда находились более 100 пациентов и 80 врачей. В результате воздушной атаки погибли 12 сотрудников MSF и 10 пациентов, в том числе трое детей. Еще 37 человек, включая 19 специалистов международной организации, получили ранения.
– Что вы думаете о выводе войск западной коалиции из Афганистана? С какими трудностями столкнется страна на пути нового становления?
– Сегодняшние события в Афганистане, без сомнения, закономерны. Достаточно вспомнить то, как входили ISAF в октябре 2001 года, вызвав ответный террор по всей стране лишь к 2007 году. Лидеры талибов скрылись тогда в Пакистане. А марионеточное правительство в Кабуле, назначенное Соединенными Штатами, так и не завоевало за 20 лет доверия афганского народа, напротив сплотив против себя все силы сопротивления.
Можно констатировать, что в текущий момент движению «Талибан» (запрещено в РФ. – «НВО»), созданному в 1994 году пуштунами-гильзаями на юге Афганистана в провинциях Кандагар и Урузган, де-факто на востоке противостоят силы ИГИЛ (запрещено в РФ. – «НВО»), которые прорываются в провинции Нангархар и Кунар из Пакистана. Таким образом, афганским талибам еще предстоит доказать свою состоятельность в праве на власть в Кабуле.
Предвижу, что другой большой проблемой талибов, несомненно, станет обострение спящего «конфликта севера и юга». Населенный таджиками, узбеками, туркменами, хазарейцами, памирскими народами и другими нацменьшинствами конгломерат не готов безоговорочно принять власть пуштунов, не желающих ею делиться, и будет требовать участия своих представителей в управлении государством. Хватит ли у воинственных талибов мудрости не погрязнуть в междоусобных войнах?
В это же время становится очевидным, что талибы взяли курс на объединение племенных территорий и создание государства Пуштунистан. Что ожидает их на первом этапе управления Афганистаном? Пока же у них пустая казна, разваленная система государственного управления и народ, порабощенный страхом. Памятуя схожий с бегством уход ISAF из Афганистана, с трудом верится, что запад поможет талибам восстанавливать народное хозяйство страны.
– В чем, на ваш взгляд, основные причины десятилетиями нескончаемых бед афганского народа?
– Первая и главная – иностранное вмешательство. Вторая причина – неприятие афганским обществом навязанных ему социально-экономических и политических изменений в устройстве страны. Реформы здесь всегда приводили к народным волнениям, к утрате действующим правителем трона, а порою и жизни, и не только собственной, монаршей, а еще и многочисленных родственников. Имущественные и наследственные права, главное из которых – на землю, в Афганистане веками передаются по наследству и незыблемы для афганцев, как и их вера.
Для пущей убедительности приведу диалог одного из героев «В круге Кундузском» Руста с афганским моджахедом Халфутдином:
«… – Идет необъявленная война, – заметил велегласно Руст, – и гибнут советские воины! Мы здесь, чтобы помочь Саурской революции освободить афганский народ от гнета.
– Нас ни от кого не нужно освобождать! – возразил Халфутдин. – Оставьте нас в покое! Наш уклад остается неизменен столетиями. Мы не умеем жить по-другому! А главное, не хотим! Самое дорогое, что у нас есть, это – наш Ислам. Вашему высшему руководству, прежде чем ввести сюда войска, следовало бы изучить историю Афганистана: свергнутый в 1973 году после сорокалетнего правления эмир Захир-шах повторил судьбу другого афганского правителя Амануллы-хана, потерявшего власть в 1929 году, и, подобно ему, доживает свой век в изгнании. В обоих случаях виною всему были реформы: стремление построить светское общество, слепое подражание Западу, СССР с его коммунистической идеологией, отказ от векового уклада и традиций предков, вплоть до отмены ношения чадры афганскими женщинами. Мы не хотим такого Афганистана!»
комментарии(0)