Самые современные в ВВС Беларуссии многофункциональные истребители Су-30СМ скорее всего окажутся в числе самолетов, переоборудованных под носители специальных боеприпасов. Фото со страницы Министерства обороны РБ в «ВКонтакте»
Вряд ли заместитель министра обороны Великобритании Аннабель Голди рассчитывала получить столь сильный резонанс на свое заявление от 21 марта о том, что комплектация поставляемых Украине основных боевых танков (ОБТ) типа Challenger-2 включает бронебойные снаряды с головной частью из обедненного урана. Уже на следующий день президент РФ Владимир Путин пообещал «реагировать соответствующе». А 25 марта конкретизировал свое обещание: в интервью телеканалу «Россия 24» сказал, что Москва и Минск достигли договоренности о размещении тактического ядерного оружия (ТЯО) на территории Республики Беларусь (РБ). Это делается по просьбе президента РБ Александр Лукашенко и не будет нарушением международных обязательств. Белорусским военным уже передан ракетный комплекс «Искандер» и оказана помощь в переоборудовании авиационных носителей. «10 самолетов готовы для применения такого типа оружия. С 3 апреля приступаем к обучению экипажей и 1 июля заканчиваем строительство специального хранилища для ТЯО на территории Белоруссии», – добавил Путин. Он не увидел в этом «ничего необычного», поскольку США более полувека держат ТЯО в Германии, Турции, Нидерландах, Бельгии, Италия, а в Греции построены хранилища.
И содержание ответа Путина, и выбранное для него время (субботний вечер) стали шоком для офисного планктона центра управления НАТО в Брюсселе.
Лишь в понедельник утром была озвучена позиция Североатлантического альянса по данному вопросу. В роли говорящей головы выбрали пресс-секретаря Oana Lungescu. Телевизионную передачу с участием Путина там уличили в использовании «ядерной риторики в опасной и безответственной форме». Вместе с тем Lungescu сказала, что западные союзники «пока не заметили никаких изменений в готовности и структуре» российских сил ядерного сдерживания, «которые бы потребовали от нас каких-либо коррекций в отношении наших собственных». Выступающая пообещала, что Североатлантический альянс «продолжит внимательно отслеживать ситуацию».
На уточняющие вопросы журналистов Lungescu ответила, что аналогии с практикой размещения американских атомных боеприпасов на территории европейских стран НАТО «абсолютно неуместны», поскольку все члены блока «поступают так с полным соблюдением взятых на себя международных обязательств». Обещание Москвы при размещении ТЯО в РБ вести себя так же, как Вашингтон по отношению к ТЯО в Западной Европе, представитель НАТО проигнорировал. Не преминув, однако, в очередной раз – что стало ритуалом для всех официалов НАТО – обвинить нашу страну в «постоянных нарушениях обязательств по контролю за нераспространением оружия».
Спикер завершила свое выступление призывом к России «вернуться к соблюдению обязательств и впредь действовать добросовестно».
Собственно, того же самого от США ждут две другие ядерные сверхдержавы. По окончании переговоров на высшем уровне 20–22 марта КНР и РФ опубликовали совместные заявления, где много внимания уделено темам обороны и безопасности.
По сути, Пекин и Москва обобщили и сформулировали претензии к коллективному Западу по нынешнему мироустройству, указав направления для пересмотра.
Всем ядерным державам предложено отказаться от размещения ядерного оружия за пределами своих территорий. Китай и Россия озабочены рисками, исходящими от военно-политического блока AUKUS, и планами его участников по атомному подводному судостроению (по словам президента США Джозефа Байдена, на общую сумму 368 млрд долл.). Пекин и Москва требуют от Вашингтона разъяснений по военно-биологической деятельности, настаивают на ускорении ликвидации американского запаса химического оружия. Высказано недовольство активизацией деятельности США в сфере ракетного оружия. Пекин и Москва будут противодействовать попыткам использовать космос для вооруженной конфронтации. Они настаивают, чтобы НАТО строго соблюдало оборонительный характер своей организации, озабочены усилением связей НАТО со странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Призывают США прекратить подрывать международную безопасность, реальными действиями ответить на правомерные озабоченности КНДР. Россия подтверждает приверженность принципу «одного Китая», выступает против независимости Тайваня в любой форме. Выражено желание решить украинский вопрос путем переговоров, для чего надо «предотвращать блоковое противостояние и разжигание конфликта». Китай и Россия будут развивать сотрудничество по многим направлениям, оказывать взаимную поддержку по защите интересов друг друга, договорились регулярно проводить совместные военные учения, патрулирования на море и в воздухе.
Примером подобного взаимодействия стали четырехдневные морские маневры Security Belt 2023 в Оманском заливе с участием российского фрегата «Адмирал Горшков», иранского миноносца Jamaran и китайского эсминца Nanning. Иностранные корабли покинули порт Чабахар 22 марта, приступив к решению задач в Мировом океане. Командир эсминца Qiu Maoxuan сказал, что учения Security Belt 2023 углубили практическое взаимодействие между флотами трех государств, продемонстрировали их желание и способность общими усилиями обеспечивать безопасность мореплавания, крепить морское братство, вместе идти к общему будущему, придавать позитивную энергию делу мира и стабильности в регионе. Подобные трехсторонние учения со стрельбами, поисково-спасательными и противодиверсионными мероприятиями проводятся с 2019 года. В том же году «Горшков» впервые побывал в Китае – выполнив дальний поход, он пришвартовался в Циндао, а затем принял участие в морском параде в честь 70-летия ВМФ НОАК.
«Адмирал Горшков» – головной корабль проекта 22350, вступил в строй летом 2018 года. Вслед за ним петербуржские судостроители построили «Адмирал Касатонов» (в строю с 2020 года) и «Адмирал Головко» (проходит испытания на Балтике). Еще семь корпусов находятся в разных стадиях готовности. При полном водоизмещении 5400 т фрегат проекта 22350 выполнен с использованием технологии Stealth (снижение заметности) и несет чрезвычайно мощное оружие – крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК» и гиперзвуковые противокорабельные 3М22 «Циркон».
Выступая с Посланием Федеральному собранию в феврале 2019 года, Путин назвал основные характеристики изделия: «Циркон» способнен развивать скорость «около 9 Махов» и имеет «дальность более 1000 км».
«Горшков» стал первым морским носителем, осуществившим запуск 3М22 в январе 2020 года, второй пуск – спустя девять месяцев. Прошлой весной экипаж сумел поразить мишень на удалении 1000 км. Существующие системы ПВО-ПРО стран блока НАТО не позволяют сбивать столь скоростные цели, как «Циркон».
Появление у России гиперзвуковых ударных комплексов сделало возможной спецоперацию на Украине. Во всяком случае так дело представил Владимир Путин, отвечая на вопрос журналистов 14 марта, почему СВО не началась в 2014 году. «У нас тогда не было гиперзвукового оружия, а сейчас есть. Да, мы его не применяем фактически, но оно есть. Понимаете? Есть и другие системы современные, а в 2014 году ничего подобного не было. Сослагательное наклонение здесь применять невозможно», – сказал президент России.
Конец месяца принес пояснение к теме «другие системы современные». Агентство ИТАР-ТАСС 27 марта опубликовало заметку со ссылкой на «источник, близкий к российскому оборонному ведомству». В начале 2024 года на Камчатке завершится строительство объектов в новом пункте базирования атомных подводных лодок специального назначения (АПЛСН).
Пункт возводится в расчете на АПЛСН «Белгород» (принят ВМФ в прошлом году) и «Хабаровск» (достраивается в Северодвинске), носителей ядерных торпед «Посейдон». Помимо этой пары атомоходов, в состав вновь формируемой дивизии войдут «и другие субмарины». Новые АПЛСН «будут участвовать в решении задачи стратегического сдерживания».