0
12070
Газета Реалии Интернет-версия

07.09.2023 20:29:00

Мировые державы в ожидании корейского конфликта

Вашингтон не готов, Пекин не торопится, Москва присматривается

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: реалии, кндр, россия, китай, сша, конфликт


реалии, кндр, россия, китай, сша, конфликт Министр обороны КНДР Кан Сун Нам встречает на аэродроме своего российского коллегу Сергея Шойгу, совершившего визит в Северную Корею 25 июля 2023 года. Фото с сайта www.mil.ru

На недавней ХI Московской конференции по безопасности в Москве военный атташе Корейской Народной Демократической Республики зачитал обращение министра обороны этой страны Кан Сун Нама. В этом заявлении прозвучали такие слова: «Сейчас вопрос заключается не в том, будет ли ядерная война на Корейском полуострове, а в том, кто, когда и как начнет ядерную войну». А руководитель КНДР Ким Чен Ын незадолго до этого призвал увеличить производство боеприпасов «в геометрической прогрессии».

Возможный военный конфликт на Корейском полуострове теперь напрямую связан с уже идущим конфликтом на Украине и практически неизбежной в хорошо обозримом будущем войной за Тайвань («Неизбежность Тайваня», «НВО» от 24.09.21). Этой вполне очевидной связью будут определяться действия всех заинтересованных сторон и потенциальных участников. Особенно учитывая тот факт, что как корейский, так и тайваньский конфликты (каждый в отдельности) потребуют расхода людских и материальных ресурсов как минимум не меньшего, чем украинский конфликт.

КИТАЙСКИЕ РАСКЛАДЫ И НАМЕРЕНИЯ

В Китае чрезвычайно внимательно изучают ход украинской кампании. И всё более ясно понимают, каких колоссальных затрат потребует десантная операция по захвату Тайваня, которая, разумеется, является абсолютным военно-политическим приоритетом для Пекина.

Если начнется война в Корее, то Китай, в случае вмешательства в нее, истратит в ходе этой войны те людские и материальные ресурсы, которые необходимы для захвата Тайваня (конечно, эти ресурсы колоссальны, но все же не бесконечны). В итоге даже при максимально благоприятном для Китая ходе корейской кампании десант на Тайвань придется отодвинуть на неопределенный, но явно очень длительный срок.

С начала радикальных экономических реформ 1978 года Китай играет по правилам Запада (по крайней мере в экономике), добившись на этом пути колоссальных успехов (в первую очередь опять же в экономике). Фактически КНР оказалась очень близка к тому, чтобы выиграть у Запада, играя по его правилам.

Сейчас Запад (особенно Соединенные Штаты) пытается изменить правила, к чему Пекин явно оказался не вполне готов. При этом гигантский объем торговли с Западом сохраняется, в значительной степени на этой торговле по-прежнему держится китайская экономика. Жертвовать ею ради КНДР Пекин категорически не готов, несмотря даже на провоцирующее поведение Вашингтона.

Кроме того, в китайской элите (особенно экономической) очень сильны прозападные настроения, направленные на сохранение и даже на закрепление сложившегося за последние десятилетия комфортного для Китая статус-кво – в надежде на то, что руководство США «передумает» и восстановит прежние прагматичные отношения с КНР (в этом плане Китай очень похож на Россию).

К тому же еще со времен Корейской войны 1950–1953 годов, когда Народно-освободительная армия Китая (НОАК) спасла Корейскую народную армию (КНА) от разгрома, в Пекине считают, что Пхеньян обязан принять роль бессловесной марионетки Китая, причем такие взгляды стали практически безраздельными после распада Советского Союза. Однако в Пхеньяне на такую роль не были согласны никогда, что вызывало нарастающее недовольство Пекина.

В ХХI веке отношения между КНР и КНДР постепенно дошли фактически до открытой конфронтации. Причем взаимные обвинения начались даже в официальных СМИ, несмотря на существующую в обеих странах жесткую политическую цензуру («Китайские виды на Северную Корею», «НВО» от 30.09.22). Особое возмущение Пекина вызвало создание Пхеньяном мощного ракетно-ядерного арсенала («Стратегический арсенал Северной Кореи», «НВО» от 03.04.20). Поэтому Китай совместно с Соединенными Штатами голосовал в Совете Безопасности ООН за всеобъемлющие санкции против КНДР.

Москва в этом вопросе пошла на поводу у Вашингтона и Пекина, что стало грубейшей ошибкой российской внешней политики («Мир применил к Пхеньяну двойные стандарты», «НВО» от 18.08.17).

Формальная нормализация отношений между КНР и КНДР произошла перед встречей американского президента Дональда Трампа и северокорейского лидера Ким Чен Ына в 2018 году, поскольку Пхеньяну требовалась внешняя «крыша», а Пекин не хотел полностью утрачивать контроль над процессом. Но одновременно Пхеньян начал и сближение с Москвой, которую, очевидно, рассматривал в качестве противовеса как Вашингтону, так и Пекину.

В настоящее время отношения между Китаем и Северной Кореей внешне кажутся совершенно нормальными. Но на самом деле обе указанные выше фундаментальные проблемы, мешающие сближению Пекина и Пхеньяна, сохраняются в полном объеме. Поэтому руководство КНР не имеет никакого желания спасать нынешний северокорейский режим.

С высокой долей уверенности можно предположить, что Китай вмешается в корейскую войну, только если КНДР будет терпеть очевидное поражение и возникнет угроза выхода американских войск к китайской границе. Но и в этом случае Пекин будет не спасать нынешний режим в Пхеньяне, а проведет фактическую оккупацию КНДР с установлением там полностью марионеточного режима.

В этом случае вся уцелевшая экономика КНДР и оставшаяся часть КНА перейдет под полный контроль Китая, страна будет полностью лишена ракетно-ядерного потенциала, что должно будет в итоге вполне устроить Вашингтон и Сеул.

КНУТ БЕЗ ПРЯНИКА ОТ ВАШИНГТОНА

Для Соединенных Штатов в настоящий момент война на Корейском полуострове стала бы практически катастрофой.

Как видно, «коллективный Запад» (это понятие более широкое, чем НАТО) испытывает обостряющийся дефицит боевой техники и боеприпасов, который стал следствием продолжавшегося много лет разоружения и переориентации своих ВС на противопартизанские войны («Почему нам не страшен «быстрый глобальный удар», «НВО» от 24.11.17). Коллективный Запад не способен обеспечить Украину нужным ей для победы количеством вооружения и техники, при этом армии самого Запада лишаются остатков боеспособной техники и боеприпасов. На исправление ситуации (то есть на восстановление военного производства) требуются огромные финансовые и материальные затраты и весьма значительное время (как минимум несколько лет).

При этом в качестве частичного выхода из положения рассматривается задействование южнокорейского военно-промышленного комплекса, чей потенциал сейчас по многим позициям выше, чем у всех европейских стран НАТО, вместе взятых. Отказываясь от прямых поставок техники и боеприпасов Украине, Сеул готов в значительных количествах поставлять их странам Запада, которые, в свою очередь, передают имеющуюся технику Украине.

Особенно показателен в этом плане пример Польши, которая сделала в Республике Корея военные заказы, абсолютно беспрецедентные по своим масштабам. Варшава закупила у Сеула (поставки техники уже начались) 1000 танков К2, 672 самоходные артиллерийские установки (САУ) К9, 288 реактивных систем залпового огня (РСЗО) К239, 48 истребителей-бомбардировщиков FA-50. Это позволит Польше постепенно передать Украине всю имеющуюся сейчас советскую, родственную ей собственную и немецкую технику.

Очевидно, в меньших масштабах польский опыт повторят многие европейские страны. А Соединенные Штаты закупают у Сеула сотни тысяч 155-мм артиллерийских снарядов, передавая собственные снаряды Украине («Южная Корея как новый «арсенал демократии», «НВО» от 19.05.23).

В случае начала войны в Корее вся эта схема будет полностью сломана. Республика Корея немедленно утратит возможности для поставок техники и боеприпасов на Запад, поскольку все это понадобится ей самой. Более того, все предприятия южнокорейского ВПК окажутся в зоне досягаемости ракет, а многие – и артиллерии КНА. Соответственно, значительная часть этих предприятий будет разрушена или как минимум серьезно повреждена. В итоге уже Сеул будет нуждаться в массовых поставках американского оружия (про Европу в данном случае говорить бессмысленно) и в прямой военной помощи со стороны США.

При подобном развитии событий США с очень высокой вероятностью проигрывают обе войны. Избежать такого исхода можно двумя способами. Первый – сознательно «сдать» одного из союзников, полностью сосредоточившись на спасении другого. Второй – применить ядерное оружие хотя бы в одном из конфликтов.

Первый вариант исключительно сложен в политическом плане. Поэтому Вашингтон будет максимально долго оттягивать окончательный выбор «меньшего из зол», тем самым автоматически повышая вероятность «большего зла», то есть поражения в обеих кампаниях.

Применение ядерного оружия на Украине практически исключено из-за почти гарантированной неконтролируемой эскалации с Россией с обменом полномасштабными ядерными ударами и взаимным гарантированным уничтожением в конце этой эскалации. Применение ядерного оружия против КНДР гораздо более реально, но и в этом случае реакция Китая и России непредсказуема и опасна.

Кроме того, гарантированно ответит сама КНДР. Разумеется, ядерные потенциалы США и КНДР несопоставимы, но десяткам тысяч американских военнослужащих, которые умрут от северокорейского ядерного оружия, легче от этого не станет. Как и их родственникам в США. Кроме того, не исключено, что у КНА есть несколько межконтинентальных баллистических ракет, способных достать до самих Штатов.

Соответственно в обозримом будущем Вашингтон сделает всё, чтобы не допустить войны в Корее. Позиция Сеула в данном случае вторична и особого значения не имеет.

Другой вопрос заключается в том, что Вашингтон давно отказался от политики «кнута и пряника» и использует только «кнут», то есть грубое силовое давление.

В частности, «сдерживание КНДР» Соединенные Штаты и Республика Корея сейчас пытаются осуществлять через демонстрацию силы. Это может дать обратный эффект, особенно учитывая политический стиль северокорейского руководства. Очередные американо-южнокорейские учения, тем более если на них будут задействованы стратегические силы США, в Пхеньяне могут расценить как casus belli. К тому же в руководстве КНДР нынешний момент для начала войны могут считать максимально удобным – именно потому, что США отдали максимум оружия Украине. При этом развертывание новых производственных мощностей американского ВПК только началось и еще очень далеко от потенциального максимума.

Если Пхеньян первым начнет боевые действия, то Пекин не только его не поддержит, но почти наверняка жестко осудит (а в войну вмешается, как было сказано выше, только в случае полного поражения КНА с целью смены режима в Пхеньяне).

Москве было бы крайне важно не совершить подобную ошибку. России следовало бы на уровне деклараций как минимум «проявить понимание» действий КНДР, а негласно начать оказывать ей такую военную помощь, которая возможна в нынешней ситуации. Москва должна действовать исключительно исходя из собственных интересов, которые на данном этапе заключаются в максимальном ослаблении военных возможностей США. Пекин не следует рассматривать в качестве потенциального союзника, также не следует учитывать его интересы.


Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1384
Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1640
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
1197
США пытаются купить спокойствие для Красного моря

США пытаются купить спокойствие для Красного моря

Игорь Субботин

Американцы готовы снизить давление на хуситов в обмен на прекращение атак на суда

0
1801

Другие новости