В ПРОМЕЖУТКЕ между двумя взрывами в Москве на другом конце страны, во Владивостоке, прогремел свой взрыв. 12 сентября в 2 часа ночи на своей даче под Владивостоком была убита помощник по юридическим вопросам председателя совета директоров судоходной компании "Востоктрансфлот" Таисия Пономарева. Взрывное устройство было профессионально подложено под дачу, взрыв и пожар уничтожили дом полностью. Преступники, видимо, знали: наутро Таисия Алексеевна с документами должна была лететь в Москву.
Бывший председатель совета директоров ВТФ Анатолий Милашевич, чьим помощником была Пономарева, ждал эти документы, чтобы предъявить их высокопоставленному представителю одного из силовых ведомств. Именно эти документы должны были стать основанием для возбуждения уголовного дела в связи с вооруженным захватом офиса "Востоктрансфлота", осуществленным группой лиц, возглавляемых Виктором Остапенко и бывшим помощником приморского губернатора Адамом Имадаевым 10 июня 1999 г. По словам Милашевича, захват последовал после отказа законного руководства "Востоктрансфлота" профинансировать предвыборную кампанию губернатора края. Кроме того, Таисия Алексеевна расследовала правомочность возбуждения прокуратурой Первомайского района Владивостока уголовных дел против законного руководства ВТФ. Были все основания полагать, что эти дела сфабрикованы именно для того, чтобы "прикрыть" захват здания и имущества ВТФ и поставить руководство компании вне закона. Пономарева говорила, что она располагала фактами коррупции в прокуратуре Первомайского района.
За последние три месяца Таисия Алексеевна неоднократно сообщала об угрозах в ее адрес. По ее словам, угрожавшие ссылались на властные структуры края и районную прокуратуру. Это не первый случай расправы криминалитета со сторонниками законного руководства компании: в начале июля был жестоко избит журналист радиостанции "Лемма", который, несмотря на запрет властей Приморья, предоставил эфир председателю совета директоров "Востоктрансфлота". Тогда правоохранительные органы Приморья дело замяли. Опасаясь, что расследование убийства Пономаревой постигнет та же участь, руководство "Востоктрансфлота" обратилось в федеральные силовые структуры с просьбой принять расследование к своему производству, вывести его из-под юрисдикции властей Владивостока.
Между тем именно губернатор края Евгений Наздратенко поддержал противозаконный захват офиса "Востоктрансфлота", именно его вмешательство в хозяйственную деятельность компании во многом определило ее банкротство.
Чтобы понять, как это случилось, вернемся немного назад. В соответствии с радиограммой губернатора, призвавшего экипажи судов ВТФ, "невзирая ни на что, вернуться домой", четыре судна, нарушив международные фрахтовые контракты, вернулись. Милашевич, с помощью милиции отстраненный от дел председатель совета директоров ВТФ, тогда еще говорил: вернувшиеся в порт, объявленные губернатором патриотами России и сохранителями флота российского, подпилили сук, на котором сидели. Так и получилось. Иностранные партнеры, пострадавшие от губернаторских "игр патриотов", принялись арестовывать все, что могли: после трех месяцев пребывания у штурвала ВТФ нового руководства почти все суда арестованы, остальные ни в один зарубежный порт зайти не могут в связи с реальной угрозой немедленного ареста. Экипажи в отчаянном положении: в течение трех месяцев они не получают зарплату, на 50-градусной жаре, без запасов топлива, продовольствия и питьевой воды невозможно поддерживать жизнеспособность ни экипажей, ни самих судов. И скорее всего уже в ближайшие дни экипажам придется эвакуироваться на берег. Что будет с судами - неизвестно. На многих из них собирают дождевую воду, так как запасы пресной воды давно исчерпаны.
Прежнее, незаконно отстраненное руководство ВТФ предоставит в Генеральную прокуратуру все необходимые документы, подтверждающие незаконность захвата компании, опасность проводимой новым руководством хозяйственной деятельности. Если те, кто убил Таисию Пономареву, полагали, что вместе с ней исчезнут документы, - просчитались. Убийство Пономаревой - очередная ступень нагнетания страха в Приморье. Между тем Евгений Наздратенко добивается по крайней мере трех целей: 1) снова стать губернатором; 2) контролировать все судовые компании Приморья и, наконец, 3) перебраться в Москву.
Самую неожиданную реакцию на убийство Таисии Пономаревой высказал Милашевич. Он потребовал от МВД обеспечить охрану Остапенко. "Мы будем добиваться суда над Остапенко, - сказал он, - и над его боссами из "приморского Белого дома" за уничтожение компании с такими трагическими последствиями для флота и моряков. Остапенко - всего лишь марионетка в руках властей, и сейчас его хозяева, вполне возможно, захотят от него избавиться как от свидетеля. Необходимо обеспечить ему надежную охрану и, может быть, помочь уехать из Приморья в другой город".