0
1811
Газета Регионы России Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Порочный круг

Тэги: Дальний Восток, энергетический кризис, СИДАНКО


ДАЛЬНИЙ Восток и Сибирь для остальных жителей России - просто один из регионов нашей все еще необъятной страны. Между тем жизнь на востоке нашей родины серьезно отличается от жизни остальной страны, причем не в лучшую сторону. Одна из основных проблем, повторяющихся из года в год на протяжении всех 90-х годов, - энергетическая. Топливный кризис приходит каждую зиму так же неотвратимо, как холода. После краха плановой экономики государство так и не смогло обеспечить нормальное существование Дальнего Востока, и каждый год мы слышим о чрезвычайном положении то на Сахалине, то во Владивостоке. Замерзающие регионы - еще один удар по целостности страны, испытание на прочность Федерации.

Решить проблему тепла и энергоснабжения Дальнего Востока можно только объединенными усилиями федерального Центра и субъектов Федерации. В одиночку региональные власти не смогут обеспечить свои территории (хотя и на межрегиональном уровне можно эффективнее решать многие вопросы). Можно напомнить о том, что зима на Дальнем Востоке и в Сибири длится в два раза дольше, чем в Центральной России, но и без этого энергетика восточной части России имеет свои особенности. Среди них есть как объективные, традиционные, так и субъективные, появившиеся в последние годы, во время экономического кризиса.

К первым можно отнести отдаленность региона от основных источников первичного топлива, зависимость от привозного угля и мазута, большая, чем в среднем по России, энергоемкость народного хозяйства и доля энергетики в валовом продукте (13% против 7% общероссийских). Из новых проблем можно выделить более резкий и значительный, чем по России в среднем, спад промышленного производства, особенно в ВПК; большое - на 20% выше среднероссийского - количество федеральных потребителей, в том числе пограничников и военных, за которых государство подолгу не расплачивается.

Наиболее известная и общая для всей России проблема - это огромные неплатежи федеральных потребителей. Неплатежи приводят к дефициту средств у нефтяников, энергетиков и угольщиков и, как следствие, к нехватке топлива. На Дальнем Востоке и в Сибири нехватка топлива - это вопрос жизни не только предприятий, но и людей. Нельзя сказать, чтобы в Москве не понимали необходимости ее решения. Министерство топлива и энергетики вместе с РАО "ЕЭС России" неоднократно пытались доказать правительству необходимость особого подхода к топливодефицитным регионам, в первую очередь к Дальнему Востоку. Однако Министерство финансов упрямо придерживается позиции одинакового подхода ко всем регионам, делая вид, что никакой особой "дальневосточной проблемы" не существует. Между тем долги организаций, финансируемых из федерального бюджета, например в Хабаровском крае и на Сахалине, превысили годовое потребление этих территорий. Уже хронической стала тяжелая ситуация в Приморье, а Камчатку снова кредитует "Роснефть", которой область уже должна более 230 млн. руб. Без погашения задолженности федерального бюджета в этом году на Дальнем Востоке опять будет энергетический кризис.

Принятые недавно правительством меры по расчетам федеральных потребителей способны смягчить проблему, но не решить ее. Необходимы дополнительные меры. На недавнем заседании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья многие губернаторы просили правительство разрешить направлять средства, получаемые в ходе расчетов по гособоронзаказу, на закупку топлива. Дело в том, что сейчас энергетики и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, получающие из бюджета деньги в счет долга им оборонки, не могут тратить их на приобретение топлива. Руководители регионов, так же как и министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, предлагают принять решение об особом порядке проведения целевого погашения задолженности предприятий ВПК, расположенных в критических по запасам топлива регионах. При этом Минтоп заявляет, что министерства легко могут организовать всю цепочку взаиморасчетов так же, как уже впервые было сделано в этом году при финансировании Северного завоза. В этом случае в регионах убедились бы в том, что федеральные министерства не только решают свои внутриведомственные проблемы, но и отвечают на вполне разумные предложения регионов.

Сами региональные власти также несут свою, и немалую, долю ответственности за критическое положение в топливо-энергетическом комплексе. Долги местных муниципальных потребителей перед энергоснабжающими организациями Дальнего Востока и Сибири - более 7 млрд. руб., что в два раза больше задолженности федерального бюджета. О том, насколько велика эта сумма, говорит один факт: если бы было погашено хотя бы 10% этого долга, запасов топлива на электростанциях было бы не 42% от необходимого, как сейчас, а 380%. Это четко показывает, что финансирование поставок топлива зависит не только от федерального бюджета. Тем более сейчас, когда на бюджет легла тяжелая нагрузка в связи с войной в Чечне. По этой же причине в сложном положении оказались и нефтяные компании, вынужденные фактически бесплатно поставлять топливо для армии. Кроме того, по нефтяникам сильно ударило и серьезное сокращение экспорта. Сейчас они уже не могут, как раньше, кредитовать региональных энергетиков.

Положительным следствием сокращения экспорта нефтепродуктов стало восстановление запасов мазута и топлива на нефтеперерабатывающих заводах. Правда, на Дальнем Востоке это сделать было очень непросто из-за того, что в тяжелом положении оказалась специализирующаяся на снабжении региона Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания ("СИДАНКО"). Компания находится под процедурой банкротства, и это привело к перебоям в связи с загрузкой ее дочерних нефтеперерабатывающих предприятий. Сейчас эта проблема решена и переработка нефти растет, но, если не удастся восстановить платежеспособный спрос, все достижения пойдут прахом. Сегодня главная проблема не в отсутствии на Дальнем Востоке нефтепродуктов, а в нехватке денег на их приобретение.

Неотрегулированность экономики порождает замкнутый круг. Неплатежи потребителей не позволяют нормально работать нефтяникам, угольщикам и энергетикам. Решить проблему в одном Дальневосточном крае или области невозможно. Предприятия топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока настолько тесно связаны между собой, что финансовый срыв в одном из субъектов Федерации сразу ударяет по другому.

Несмотря на порочный круг неплатежей, созданный во многом благодаря ошибкам федерального Центра, сами региональные власти могут многим помочь своим предприятиям ТЭКа, естественно, при содействии федерального правительства. Например, в ситуации с падением добычи угля в Сибири и на Дальнем Востоке. За девять месяцев этого года добыча составила 97% от уровня прошлого года, и если так будет продолжаться и дальше, то к 2001 г. угольщики не смогут обеспечить потребности местной энергетики и промышленности. А ведь уголь в регионе является основным источником энергообеспечения. Те же электростанции более чем на 70% загружены углем, и при этом энергетики являются основными должниками угольщиков. Но даже в этой ситуации региональные власти могут повлиять на положение, ведь вопросы ценообразования на уголь решают вместе с самими угольщиками и администрации регионов. А если бы еще и Министерство путей сообщения могло снизить железнодорожные тарифы на перевозку угля, то это бы серьезно помогло дальневосточным угольщикам. Так же совместными усилиями Центра и регионов можно отрегулировать и цены на нефтепродукты, перенеся налоговый пресс на розницу.

Несогласованность действий между Центром и региональными властями, между властями соседних дальневосточных субъектов Федерации не позволяет эффективно решать проблемы ТЭКа. Например, из всего региона к вопросам совместного ведения ТЭК отнесен только в договоре Хабаровского края с федеральным Центром. Сами участники Дальневосточной ассоциации тоже зачастую принимают свои программы развития, не согласовывая их с другими членами. Например, в Хабаровском крае проводят газификацию. Дело, само собой, нужное. Но до сих пор не определено, откуда собираются получать газ в Хабаровске. Федеральной доли в разрабатываемых на основе Соглашений о разделе продукции сахалинских проектах не хватит на нужды Хабаровского края, а покупать газ у иностранных инвесторов, работающих на Сахалине, дорого - придется в четыре раза повысить существующие тарифы на электроэнергию. Исправлять ситуацию, договариваться с сахалинскими властями можно было бы через Дальневосточную ассоциацию.

Только в рамках ассоциации можно и определить направления развития регионального топливно-энергетического комплекса. Пока этого не произойдет, региональные власти будут заниматься каждый своими проектами, не помогающими по отдельности развитию энергетики Дальнего Востока. На Сахалине будут развивать шельф, в Читинской области - угольные месторождения, а в Амурской области, где и так переизбыток энергии, станут пытаться самостоятельно финансировать строительство Бурейской ГЭС (на завершение ее строительства нужно 800 млн. долл., найти которые без иностранного инвестора невозможно). И ни то, ни другое, ни третье работать на регион не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
934
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1159
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1060
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1051

Другие новости