0
987
Газета Регионы России Интернет-версия

11.03.2000 00:00:00

Акционирование по-уральски

Тэги: Качканар, ГОК, Ванадий


ВСЕ В КОНФЛИКТЕ вокруг Качканарского ГОКа "Ванадий" казалось привычным и скучным. В очередной раз акционеры не поделили комбинат. В конце концов, если одни говорят, что все решили по закону, а другие - что не по закону и у них большинство акций, - добро пожаловать в суд, на собрание акционеров и т.д. Есть масса способов.

На прошлой неделе стало казаться, что именно таким образом "рассосется" драчка вокруг Качканарского ГОКа. Смена руководства комбината, которую смещенные руководители называют "вооруженным захватом", случилась 28 января 2000 г., а на 4 марта было назначено внеочередное собрание акционеров - "последняя инстанция" для любого спора об акционерной собственности. Кстати, в первые дни после событий 28 января к будущему собранию взывали все: и руководство Свердловской области, и новый гендиректор "Ванадия" Андрей Козицын, которого прежний гендиректор Джалол Хайдаров называет "самопровозглашенным".

3 марта группа акционеров и представителей крупных пакетов акций ГОКа вылетела в Екатеринбург. Вместе с ними вылетели представители СМИ, а также небольшая "парламентская делегация": депутаты Госдумы "нардеповец" Гаджи Махачев и коммунист Николай Дайхес с помощниками. Депутатов делегировали в Качканар идеологически далекие друг от друга фракции, поскольку шум вокруг конфликта достиг ушей партийных руководителей. На взлетной полосе встречал лично замначальника ГУВД области. Смысл: никуда вы не поедете. После звонка депутатов в Москву на уровне замминистра МВД было принято решение разрешить ехать в Качканар.

Как потом выяснилось, еще за несколько дней до 4 марта Козицын и его пресс-служба наводнили местные и даже центральные СМИ паническими пресс-релизами, опубликованными "на правах рекламы": дескать, на 4 марта в Качканаре назначен "несанкционированный митинг экстремистского движения "Май", город переведен на усиленный режим охраны. Никакого "майского" митинга, естественно, на 4 марта не планировалось. Об этом во всеуслышание предупредил лидер движения, областной депутат Александр Бурков. Но дело было сделано: на территории Свердловской области было введено чрезвычайное положение.

На пути от Екатеринбурга до Качканара группу акционеров, депутатов и журналистов останавливали девять раз. Каждый раз все начиналось по одному сценарию: в автобус врывались люди в камуфляже и в масках, наводили на пассажиров автоматы, снимали их с предохранителя и передергивали затвор, досылая патрон в патронник.

На въезде в Качканар оказалось, что все пути перерезаны. Автодороги перегорожены "БелАЗами", с железнодорожных путей опрокинут вагон с рудой. И снова блокпосты. Тут начался непередаваемый кошмар. Депутаты переминаются с ноги на ногу на морозе у КПП. На них с ухмылкой смотрит из-за перегородки замначальника ГОВД Качканара. В переговорах с мэром города Сухомлиным и Козицыным депутатам было отказано, после чего представители акционеров направились по дороге в сторону города, чтобы выяснить, как попасть в городской центр досуга, где было назначено собрание. (Как потом выяснилось, в Центре двери и окна были заварены.) И тут из-за автобусов выбежали люди в масках, со щитами и дубинками. После нескольких ударов к автобусам поволокли окровавленного Ойгена Ашенбреннера, гражданина Германии и представителя немецких акционеров ГОКа. Дубинками были избиты и члены Совета директоров комбината Дамир Гареев и Алексей Занадворов. Затем акционерам предложили идти в Качканар пешком. До города лесом по морозу 12 километров.

А потом было всякое. Было злорадное шипение: что хотите делайте, а собрания в Качканаре мы вам проводить не дадим. Было и импровизированное собрание акционеров на въезде в город. (Кстати, его участники представляли владельцев около 80% акций, так что собрание оказалось действительным). Были тревога и испуг, когда на полпути в Екатеринбург "по своим каналам" выяснили, что за избитыми акционерами ведется погоня (их хотели арестовать за "митинг движения "Май"). Потом самолеты с депутатами Госдумы и находящимся без сознания гражданином Германии держали на взлетной полосе около шести часов.

В Москву прилетели ночью, на военный аэродром в Жуковском. "Старый" руководитель ГОКа Хайдаров, чьи полномочия подтверждены собранием, нервно курил: судя по всему, он был готов ко всему, но не к такому беспределу. Депутаты прилетели чуть позже в Шереметьево. Совершенно был ошарашен член фракции КПРФ Николай Дайхес. Растерян и Гаджи Махачев. "Это захваченная и оккупированная территория", - говорил он.

То, что случилось - очень симптоматично. И уже не важно, кто прав в конфликте акционеров и управленцев вокруг Качканарского ГОКа. А настораживает то, что руководство субъекта Российской Федерации, включившись в коммерческие разборки на стороне одной из конфликтующих групп, абсолютно в открытую, не боясь никого и ничего, отменило на территории своей области основы конституционного строя России. С применением оружия.

Екатеринбург-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1392
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1583
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1687
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3969

Другие новости