0
1801
Газета Регионы России Интернет-версия

15.03.2000 00:00:00

Не используются богатейшие ресурсы заполярья

Евгений Комаров

Об авторе: Евгений Комаров - бывший глава администрации Мурманской области, председатель Государственного комитета по социально-экономическому развитию Севера РФ (1990-1992 гг.).

Тэги: Приморье, промышленность, хозяйство


CЛОВА Михаила Ломоносова о том, что богатства России будут "прирастать Сибирью", вполне применимы и к Российскому Северу. Неисчислимы богатейшие ресурсы Заполярья, в частности Мурманской области. Однако там, где нет рачительного хозяина, не только о процветании - даже о развитии говорить не приходится.

Мурманск по традиции считается "рыбным краем". Лет пятнадцать назад, когда ежегодный улов рыбы и морепродуктов достигал 1 млн. тонн, это действительно было так. Но сегодня рыбы в городе практически нет, а рыбопромысловый флот из Мурманска, можно сказать, ушел. Дело вовсе не в оскудении Баренцева моря - оно по-прежнему изобилует рыбой. Проблемы лежат в сфере организации хозяйственной деятельности.

Таможенная политика словно специально направлена на то, чтобы сделать работу рыбаков невыгодной. Экипаж выходящего на лов корабля обязан задекларировать все, что есть на судне, включая питьевую воду, как будто речь идет о предметах и товарах, идущих на экспорт. Дальше - больше. Вернувшийся с уловом корабль не разгрузят, пока не будут уплачены все налоги и таможенные сборы. Уплачены до, а не после реализации продукта, причем скоропортящегося. Еще хуже ситуация с так называемыми квотами. Ежегодно Россия и Норвегия совместно определяют возможности лова наиболее ценных пород рыбы - трески, мойвы, палтуса... Будущий улов делится странами пополам. И вот тут-то наступает "великий момент битвы" за то, чтобы урвать побольше квот на российскую долю. Идеальные кормушка и средства для личного обогащения чиновников, ведающих их распределением. Наивно, однако, думать, что, получив свое, удачливые фирмы выводят в море корабли. Зачем, если свою квоту можно безо всякого труда продать тем же норвежцам. Они за рыбу "в воде" платят до 600 долл. за тонну. Словом, деньги достаются без труда. Правда, рыбы нет и не предвидится.

Абсолютно очевидно, что рыбную отрасль можно возродить, лишь восстановив управляемость ею и введя жесткий госконтроль за распределением квот. Ничего "антирыночного" в таком подходе нет, о чем свидетельствует и опыт соседней Норвегии. Северные области этой страны, Тромсе и Финмарк, полностью живут за счет лова и переработки рыбы. Государство там дотирует отрасль, материально стимулирует рыбаков, бизнесменов, особенно - товаропроизводителей.

У нас происходит нечто прямо противоположное. Население области за последние четыре года сократилось почти на 150 тыс. человек. Недостаток рыбного белка в рационе россиян подрывает здоровье нации. Возрождаются давно забытые болезни. Между тем областная власть ничего не делает для исправления ситуации - все затмевает битва за квоты. За последние годы не построено и не взято в лизинг ни одного корабля. Заброшена работа маломерного флота в прибрежной зоне. Нет местных законов, стимулирующих работу рыбаков.

В каждой однодолларовой американской монете есть доля кольского никеля. Он самый чистый в мире - "четыре девятки", - лучше канадского и австралийского. Комбинат "Североникель", в конце 80-х годов производивший из норильского сырья 140 тыс. тонн продукции, заметно снизил объемы конечного продукта. Здесь теперь получают лишь никель и медь, кобальтовое производство бездействует. Но главная беда в другом. Областные предприятия, входящие в АО "Норильский никель", давали в бюджет области до 50% налогов. Нынешняя администрация решила реструктурировать их долги, отложив выплаты на 20-25 лет. И если до этого "мудрого" решения область по бюджету была самоокупаемой, то теперь перешла в разряд дотационных. Доходы бюджета с 1996 г. сократились в 809 раз. Местная власть получила возможность ругать Центр за недостаток средств, провалы в социальной сфере. И действительно, за последние годы введен в строй лишь один объект "социального" характера - помещение судмедэкспертизы, морг. Зарплата бюджетников - одна из самых низких в стране, цены же нередко превосходят московские. Только при чем здесь Центр?

Впрочем, перспектива еще более проблематична. Через несколько лет норильские рудники исчерпают богатые месторождения. Возить на Кольский полуостров концентрат с низким содержанием металлов станет невыгодно. Появится реальная угроза сворачивания градообразующих производств в Печенге, Оленегорске, иных населенных пунктах. (Кстати, быть может, поэтому и были "реструктурированы" долги предприятий? Заводы закроются - и концы в воду?) В предвидении такого развития событий местные ученые разработали планы по перепрофилированию основных мощностей "Североникеля". На полуострове есть уникальное месторождение редкоземельной группы металлов. Здесь уже работает завод "Севредмет". Найдена возможность сделать добычу редкоземельных металлов выгодной. Естественно, необходимы капитальные вложения, программа, организационные усилия - не делается абсолютно ничего.

Точно так же обстоит дело со знаменитым комбинатом "Апатит". Это единственное в стране предприятие, производящее чистый концентрат с содержанием пятиокиси фосфора - лучшего удобрения для полей. По сравнению с предыдущими годами производство продукции сократилось более чем вдвое. Областная администрация по привычке кивает в сторону Москвы: "Не помогают средствами". Но Москва - не сельскохозяйственная территория. В работе АО "Апатит" кровно заинтересованы производители сельхозпродукции. Губернаторы ряда южных областей, железнодорожники, предприятия комбината вполне могли бы самостоятельно договориться и при организационной поддержке областной власти сформировать холдинг, действующий ко всеобщей выгоде.

Не волнует областную администрацию и судьба богатейшего Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного на шельфе полуострова. Несмотря на то что еще в середине 90-х годов область своими силами сумела создать полное технико-экономическое обоснование для разработчиков месторождения, "Газпром" пока к нему не подступился, хотя ясно, что уже в скором времени, с усложнением и ростом стоимости эксплуатации недр Ямала, "энергетические кладовые" Мурманской области неизбежно будут востребованы. Однако этот момент может застать всех врасплох.

Думается, что у местного руководства и без всех этих "мелочей" достаточно проблем. Губернатор Юрий Евдокимов, некогда близкий соратник мэра Лужкова и один из его сподвижников по блоку "Отечество", ныне озабочен необходимостью скорейшей переориентации. Спешно сколачивается областная организация "Единства" - дело, знакомое по прежнему опыту: руководитель успел побывать в рядах всех без исключения реальных и виртуальных "партий власти", входил в правление движений Шахрая, Лебедя, Черномырдина, Лужкова-Примакова. Теперь пришел черед "Единства". Да и руководить людьми стало легче: из-за недостатка денег уехать отсюда почти невозможно, зато лишиться рабочего места и последнего источника существования - очень легко. Стоит ли поэтому беспокоиться, что и федеральная программа переселения северян выполняется медленно и плохо?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
703
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1385
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1221
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2312

Другие новости