В ПРИВАТНОЙ беседе с представителями департамента электрических сетей РАО "ЕЭС России" корреспонденту "НГ" удалось услышать очень забавную историю. В прошлом году руководитель одного из регионов средней полосы прислал в РАО "ЕЭС России" гневное письмо, в котором требовал от руководства компании прекратить "порочную практику"... подключения тока к линиям электропередачи. Объяснял он свою обеспокоенность тем, что в результате гибнут люди.
Несмотря на кажущуюся анекдотичность этой истории, письмо губернатора является подтверждением наличия весьма серьезной проблемы, с которой в последние годы сталкиваются энергетики. Речь идет о воровстве электрического кабеля - бизнесе, который стал весьма доходным промыслом для многих наших соотечественников и является настоящей головной болью для представителей РАО. Интерес "промышленников" объясняется очень просто - кабели содержат цветные металлы, весьма высоко ценящиеся на черном рынке. Почему-то многие не догадываются, что воровать кабель, напряжение в котором может испепелить все живое, - занятие не только преступное, но и смертельно опасное. Только в прошлом году в результате попыток "снять металл" с мачт ЛЭП погибло около 1500 человек. Покалеченных еще больше.
В РАО "ЕЭС" отказались называть имя этого губернатора, дабы "не поднимать человека на смех", однако подтвердили, что воровство электрического кабеля с ЛЭП стало явлением обыденным. Как сообщил в приватной беседе представитель энергомонополии, пожелавший остаться неназванным, "воровство электрических кабелей с ЛЭП и основанная на этом предприимчивость наших людей просто поражают". Во Владимирской области, например, рабочие одного автобусного парка прямо у себя на предприятии наладили плавильное производство - отливали алюминиевые чушки. Ставили на них клеймо. А сырьем для этого производства были срубленные кабели ЛЭП. Дело было поставлено на поток. Одна бригада на трассе рубила кабель, другая его транспортировала в автопарк, третья - переплавляла.
Еще один излюбленный объект для "тяги" - металлические уголки, из которых складывается конструкция опорной мачты ЛЭП. Отечественные мастера находят этой детали широкое применение в хозяйстве. Причем граждане сами не понимают, что после изъятия двух-трех таких деталей опора просто падает, что также опасно для жизни. По словам представителей департамента электрических сетей РАО, им приходится заказывать эти уголки тоннами, чтобы обеспечить бесперебойный ремонт мачт.
Кроме воровства кабеля и деталей конструкций опоры ЛЭП есть еще одна "забава", которая приходит с наступлением "охотничьего" сезона. Любят "новые русские" и охотники расстреливать гирлянды изоляторов ЛЭП. В лучшем случае ремонтной бригаде местной энергосистемы придется менять оборудование. А в худшем - все тот же летальный исход. Оголенные провода оказываются на земле, происходит короткое замыкание, и все живое обугливается.
О точной сумме ущерба, который наносится хозяйству РАО в результате вандализма на трассах ЛЭП, сами энергетики говорить не решаются. Причем их пугает даже не то, насколько велик ущерб, а тот факт, что убыток от подобных "шалостей" постоянен. Объемы воровства кабелей, уголков не меняются. Называется лишь очень приблизительная цифра - не ниже нескольких десятков миллионов долларов в год.
Так что сейчас отечественным электроэнергетикам помимо главной для них задачи - подготовки к зиме - приходится решать и проблему вандализма. Руководство РАО попыталось, как всегда, предложить радикальное решение проблемы - закрыть все пункты приема цветных металлов от населения. Однако власти ответили лишь решением повторно провести лицензирование подобных пунктов. Иными словами, дело не сдвинулось с мертвой точки.
А, как говорят энергетики, самостоятельно им с этой проблемой не справиться. Каждая ремонтная бригада в компании отвечает за состояние отрезка трассы ЛЭП длиной 350 км. Обход производится, как правило, пешком. Понятно, что если сегодня бригада находится в пункте А, то в пункте Б ее нет. ЛЭП открыты для любых актов вандализма. К каждой опоре ведь сторожа не приставишь. Сегодня ремонтные бригады совершают обход трассы с оружием, и их работа стала походить на работу инспектора рыбнадзора, который тоже с оружием и тоже безуспешно пытается остановить браконьерский промысел.
В департаменте электрических сетей РАО нам рассказали, что раньше каждый случай порчи ЛЭП, будь то воровство кабеля или разбор конструкции опоры, расследовался с участием местного Управления ФСБ. Виновного практически всегда находили. Однако воровство по-прежнему процветает, поскольку проблема не решается на государственном уровне.