0
1005
Газета Регионы России Интернет-версия

26.10.2000 00:00:00

Без скидок на вечную мерзлоту

Тэги: Ямал


Такого здесь еще не бывало. Задержка "Газпромом" своих выплат в региональную казну никак не повлияла на летний сезон отпусков, когда каждый северянин мечтает отправиться если не на юг, то хотя бы в его сторону. А ведь среди предприятий топливно-энергетического комплекса, основных налогоплательщиков Ямало-Ненецкого автономного округа, доля "Газпрома" просто подавляющая (около 40% налоговых поступлений в бюджет). Это означает, что от газового гиганта в здешней жизни вроде бы зависит многое. Любая проволочка с поступлением его денег - и ямальцы сразу ощущают ее на себе: им задерживают зарплату, не выдают отпускные, различные пособия...

Переломить эту ситуацию местные власти пытались уже давно. И успеха добились за счет тщательной продуманности и выверенности регионального бюджета.

ОТ КАЖДОГО - ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ, КАЖДОМУ - ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ?

Особенности жизни округа требуют от его казны весьма жесткой детализации расходов, что еще недавно вызывало много нареканий со стороны Минфина России. Зато сегодня применяемые в ЯНАО нормативы используются при составлении на будущий год бюджета для всей страны.

Притом главным принципом основного финансового закона Ямала из года в год остается социальная направленность. Правда, в 2001 г. доходы автономного округа уменьшаются более чем на 7 млрд. руб. Это произойдет из-за вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ, упраздняющего одни сборы и меняющего порядок распределения других. Например, налог на добавленную стоимость будет полностью перечисляться в федеральный бюджет, отчего регион потеряет около 4 млрд. руб. Лишится он и права распоряжаться социальными выплатами. В итоге же всего 179 млн. руб. будут возвращены Ямалу в 2001 г. на финансирование программ по социальной защите инвалидов, ветеранов, а также для выплат детских пособий.

Все эти изменения, объясняет председатель окружной Думы Алексей Артеев, существенно усложняют задачи, на выполнение которых нацелен очередной бюджет ЯНАО. "С одной стороны, - говорит он, - необходимо сохранить систему социальной защиты. Но столь же необходимо сохранить и бюджетное стимулирование инвестиционных процессов, происходящих на Ямале".

Работу над новым бюджетом затрудняет и изменение размеров отчислений в федеральную казну - они, как известно, увеличиваются. При этом перекос получается отнюдь не в пользу регионов, хоть им и обещают несколько сгладить его с помощью компенсационного фонда. (Хотя никто пока не отменял Бюджетный кодекс России, где пропорция между отчислениями в пользу Центра и субъектов определена как 50 на 50.)

Цель как будто благая - более равномерное распределение средств по регионам страны. А в результате вырисовывается лишь худший вариант уравниловки, когда на будущий год уже ни Ямал, ни любой другой субъект Федерации не сможет, видимо, обеспечить людям полноценную социальную защиту, которую им вроде бы сулят общероссийские законы.

До сих пор в окружном бюджете из года в год удавалось не только сохранять социальные гарантии, но и изыскивать источники для развития социальной инфраструктуры. К тому же Ямал обеспечивает себя сам и не зависит от дотаций и трансфертов из федерального Центра. Другое дело, что налоговые поступления в бюджет региона зависят от корпоративных цен на нефть и газ, устанавливаемых добывающими эти углеводороды компаниями. Благодаря решительным действиям губернатора округа Юрия Неелова цены эти регулярно "подтягиваются" по крайней мере до приемлемого уровня.

Разумеется, Ямал заинтересован и в привлечении дополнительных инвестиций. Но если в иных небедных регионах пытаются зазвать инвесторов экстравагантными посулами (вроде создания местного золотого запаса), то здесь для этого используют окружной бюджет.

За последние 5 лет в ЯНАО принято немало законов, касающихся пользования недрами, а также налогообложения. В результате удалось осуществить несколько инвестиционных проектов, которые привели к разработке и промышленной эксплуатации новых месторождений нефти и газа. Соответственно увеличились благодаря этому и бюджетные доходы.

С другой стороны, немало местных предприятий ТЭКа относятся к "безнадежным" плательщикам, чьи расчетные счета давно уже арестованы. Имущество же у этих должников таково, что распродать его почти невозможно, а значит, одними только силовыми методами выправить ситуацию было нельзя. Поэтому местные власти провели анализ финансового состояния должников, который и выявил причины неплатежей. В итоге разработали план по их устранению и поставили под особый контроль предприятия, способные платить налоги.

Минувшим летом это принесло свои плоды. Окружная казна получила дополнительные поступления, свыше 300 млн. руб., которые и пошли на выплату отпускных здешним бюджетникам. Кстати, по итогам первого полугодия превышение доходов ЯНАО над расходами составило 650 млн. руб.

ИДЕИ ВМЕСТО СЛИТКОВ

При этом, чтобы ужесточить контроль за целевым расходованием денег, округ постепенно переходит на казначейскую систему исполнения своего бюджета, опережая в этом федеральную структуру. Местные финансисты вообще постоянно разрабатывают принципиально новые подходы к бюджетному проектированию и вносят свои предложения в Минфин и правительство России. Сегодня это помогает сформировать новый (как известно, тоже бездефицитный) бюджет для всей Федерации.

Как водится, держать отчет по поводу средств, поступающих в округ из федерального "котла", приходится досконально. Хотя зачастую на те же цели ЯНАО тратит собственных денег в десятки раз больше, чем их ему жалует Центр. К примеру, северный завоз обходится Ямалу в 2 млрд. руб. (одни только транспортные расходы на него "тянут" на 400 млн.). Но даже на транспортировку в прошлом году Минфин ничего региону не перечислил, а нынче выделил... 40 млн.

Не лучше и с общероссийскими программами, ни одна из которых не финансируется Москвой полностью. К тому же затраты на них рассчитывают исходя из средних по стране нормативов, хотя округу они обходятся гораздо дороже. Так, льготы, предусмотренные законом о ветеранах, стоят Ямалу 500 с лишним млн. руб., из чего за федеральный счет удается компенсировать не более 100.

Тем не менее в ямальском бюджете 2000 г. была полностью сохранена, а кое в чем и улучшена местная система социальной защиты. Впервые, например, органам местного самоуправления разрешили дополнительно выплачивать деньги (50% к пенсии) ветеранам, уезжающим с Ямала на другое место жительства. Предусмотрено в бюджете и оказание ямальцам дорогостоящих видов медицинской помощи за пределами округа.

В будущем году надеяться на щедрость Центра тоже не приходится: российское правительство, как известно, главным приоритетом бюджета-2001 видит уменьшение госдолга. Между тем на ЯНАО тоже "висит" кредитное бремя. Обслуживание его в этом году требует почти 2 млрд. руб. (7% бюджета).

В основе его лежит заем в 100 млн. долл., который администрация автономного округа взяла два года назад на весьма выгодных условиях. Однако, когда в августе 1998 г. случился финансовый кризис, величина этого долга в рублях значительно выросла. В итоге с кредиторами было заключено соглашение по его реструктуризации и принят график погашения, который строго соблюдается. Несмотря на эти выплаты, региону в этом году удалось сохранить социальную направленность своего бюджета (более 60% всех расходов) и профинансировать соответствующие программы и мероприятия.

Вообще среди затрат ЯНАО крупнейшие - на жилищно-коммунальное хозяйство, воспроизводство минерально-сырьевой базы и образование. ЖКХ "съедает" самую большую часть бюджета - свыше 5 млрд. руб. При этом, кстати, тарифы коммунальщиков на тепло, электричество и водоснабжение проходят аудиторскую проверку.

Велики и расходы на поддержание дотационных районов округа - свыше 3 млрд. руб. Из 13 муниципальных образований ЯНАО 8 не могут обходиться только собственными доходами. В результате финансовая помощь округа таким территориям составляет от 18 до 93% их бюджета.

Все это требует не просто умения сводить концы с концами, а создания надежных бюджетных механизмов. И они уже есть. К примеру, еще не так давно неплатежи работникам социальной сферы достигали критических размеров. Сегодня долгов по зарплате бюджетникам нет. Эти люди к тому же обеспечены социальной защитой, без которой им в северном округе просто не прожить.

Поэтому ЯНАО одним из первых в Российской Федерации утвердил минимальные социальные стандарты. Они действуют уже третий год и служат, в частности, для исчисления бюджетных расходов на социальную сферу. И пересматривать их в сторону уменьшения на Ямале, несмотря ни на какие трудности, не собираются.

Салехард


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1210
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1396
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1514
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3722

Другие новости