Нефтяные богатства Ненецкого автономного округа давно привлекают как российских, так и зарубежных "нефтяных грандов". Только что переизбранный на новый срок губернатор НАО Владимир Бутов уже не раз заявлял, что эффективное освоение нефтяных месторождений является одним из главных экономических приоритетов администрации.
Претендентов на освоение много: французская "Тотальфина-Эльф", норвежская "Норск Гидро", американские "Тексако" и "Эксон-Мобил", российские "ЛУКОЙЛ" и "Калмыкнефть", ряд других компаний. Не случайно Бутов вскоре после инаугурации заявил, что "конкуренция нефтяных компаний должна обеспечить как резкое наращивание экономического потенциала НАО, так и повышение доходов государства от эксплуатации недр российского Севера".
Для этого прежде всего нужно наконец всем понять, что самый надежный и выгодный и для власти, и для бизнеса путь - действия строго по закону. В России уже есть неплохое законодательство для привлечения новых крупных инвестиций в нефтедобычу.
Есть закон о соглашении о разделе продукции (СРП), есть правила конкурсного определения претендентов на освоение месторождений, есть законодательная база для определения отчислений от нефтяных проектов в бюджеты всех уровней. Принятие нового налогового законодательства дает основания предполагать, что интерес компаний к разработке месторождений станет более активным, а многочисленные схемы уклонения нефтяников от налогов наконец останутся в прошлом.
На вопрос о том, какие первоочередные задачи ставит перед собой администрация округа, губернатор Владимир Бутов ответил:
- Наш Север - очень богатый, но и очень нелегкий край. Связи с Большой землей почти нет, хозяйственная инфраструктура развита слабо, наполнение нашего бюджета и благополучие граждан в очень большой степени зависят от нефти.
Я с большим одобрением и надеждой воспринял слова президента Владимира Путина о том, что власть должна быть равноудалена от всех олигархов. Убежден, что это касается и федеральной, и региональной власти. Мы у себя в округе стараемся проводить именно такую политику.
Для нас это означает прежде всего создание таких условий, при которых экономическая деятельность администрации и работающих у нас компаний была бы абсолютно "прозрачна". По каждому из нефтяных участков, которые продаются для освоения нефтяникам, должен проводиться серьезный аудит и публичный тендер, каждая сделка с передачей доли в месторождениях от одной компании к другой должна сопровождаться открытой конкурсной процедурой.
Я уверен, что времена, когда судьба крупных экономических проектов решалась при помощи кулуарного лоббирования в Москве, остались в прошлом. Кроме того, я, если можно так выразиться, эгоист и хочу всегда спать спокойно. Я не хочу, чтобы через несколько лет наши нефтяные проекты стали предметом интереса прокуратуры. И, желая благополучия всем жителям своего округа, я совсем не хочу повторения у нас на Севере ситуации, подобной той, которая сейчас сложилась в Приморье.
У нас есть главное руководство к действию - законы России, есть крепкая и квалифицированная управленческая команда, есть все возможности для успешной работы. Люди нашего округа, все граждане страны, российская экономика в целом должны получить от разработки ненецкой нефти весомый хозяйственно-экономический и социальный результат.
Нарьян-Мар