0
778
Газета Регионы России Интернет-версия

14.02.2001 00:00:00

О вреде страшилок

Тэги: Хлопонин, выборы, Таймыр


ИТОГИ ВЫБОРОВ губернатора Таймырского автономного округа вполне прогнозировались, и вряд ли кого-то удивила победа гендиректора РАО "Норильский никель", главы одной из крупнейших естественных монополий России Александра Хлопонина. Запомнились четкость и слаженность самого кандидата и его команды на всем протяжении предвыборного марафона, нетрадиционность использованных здесь избирательных технологий.

А начиналась кампания интригующе. Выдвижение действующего тогда губернатора Таймыра Геннадия Неделина и его претензии на новый губернаторский срок, в общем-то, были оправданны и ни у кого не вызывали сомнений. Во всяком случае, тогда так казалось. Это уже позднее, примерно за неделю до назначенных на 28 января выборов, стало понятно, что его претензии подкреплены лишь амбициозным желанием сохранить преемственность. А около трех месяцев назад интригу предстоящим выборам придал именно Хлопонин. Это он в последний день подачи заявления в избирательную комиссию заявил о своих претензиях на губернаторское кресло, отчетливо понимая, что Геннадий Неделин здесь, на Таймыре, что называется, "свой парень".

Стартовые возможности Александра Хлопонина в округе были довольно низкие. Округ - это не Норильск, где все предприятия, хотят они этого или нет, зависимы от "Норникеля", а значит, и от его гендиректора. Если бы выборы проводились в Норильске, его победа не вызывала бы возражений у большинства норильчан. Но в том-то и интрига прошедших в ТАО выборов, что норильчане, хоть и проживают на территории округа, не считаются его жителями, так как комбинат напрямую подчиняется Красноярску, а сам город является городом краевого подчинения. Парадокс. И, конечно, не случайно главным политическим лейтмотивом последних лет, и особенно предвыборной контрпропаганды Неделина, была борьба с "внешними врагами": с Красноярским краем за "незалежный Таймыр", с Норильским комбинатом, "эксплуатирующим богатство полуострова и загрязняющим его окружающую среду", с федеральным Центром, который скупо выделят трансферты. Насаждая эти "островные" страхи среди таймырцев, губернатор Неделин выглядел истинным "отцом, гарантом и патриотом". Зная о прочных позициях Неделина, к его поддержке склонялся и федеральный Центр. Так что на начальном этапе предвыборной гонки казалось, что многое против Хлопонина: и местная администрация или, как говорят, административный ресурс, и средства массовой информации, и жители ТАО. Его стартовый рейтинг был минимальным - на уровне 8-9%. Это и понятно, ведь распространение "страшилок" об олигархах, к коим причисляли и Хлопонина, недостаток позитивной информации о нем служили хорошей питательной средой в предвыборной борьбе Геннадия Неделина за кресло губернатора ТАО. Приплюсуйте сюда таймырский менталитет: северный, в известной степени провинциальный, с обостренным чувством местного патриотизма. В небольшом по числу избирателей округе с почти семейной, патриархальной атмосферой шумная, дорогая, грязная по политическим технологиям кампания была бы обречена на неудачу. Судя по всему, это быстро поняли в избирательном штабе Хлопонина, который в основном состоял не из профессиональных московских политтехнологов, а из сотрудников "Норникеля" во главе с Юрием Олейниковым. Хорошо зная специфику Севера, характер непростых отношений комбината и округа, они с самого начала работали по принципу "не навреди".

Похоже, что с самого начала избирательной кампании штаб Хлопонина более тщательно подошел к работе с теми, кто в значительной степени определял "лицо" округа, кто мог адресно донести идеи кандидата и до пенсионеров, и до молодежи. Хлопонинский штаб явно превзошел соперника по качеству работы агитаторов, среди которых были местные учителя, врачи, представители интеллигенции. Наиболее удачным было то, что с самого начала предвыборной кампании командой Хлопонина была захвачена стратегическая инициатива, которая не была упущена до самих выборов. Неделин проиграл Хлопонину и имидж "своего парня 70-й широты", так как вынужден был постоянно находиться в окружении негативной информации, т.е. он проиграл и тактически, и стратегически. Удачной выглядела официальная газета штаба Хлопонина "Таймырский телеграф", оптимально сочетающая в себе форму и содержание, чего нельзя было сказать о "местном официозе" - газете "Таймыр".

Конечно, Хлопонин выиграл у Неделина благодаря, а не вопреки своему возрасту и огромной активности. Личные встречи с избирателями, а их только за последние два месяца было более 180, не только познакомили основную часть населения округа с его программой, но и позволили Хлопонину опровергнуть разного рода слухи. К тому же он очень удачно разыграл возрастную карту. Люди по достоинству оценили его и предпочли молодость и активность. Его главный конкурент - Неделин только в десятых числах января осознал всю опасность этого оружия и попытался "пойти в народ", но явно опоздал. К этому времени люди уже сделали свой выбор в пользу Хлопонина. Явно неудачные попытки Неделина поделиться своими проблемами не вызвали должного понимания.

В последние дни ожесточенность избирательной борьбы, умноженная местными и федеральными СМИ, достигла предельных значений. На одного избирателя Таймыра приходилось в несколько раз больше информации, чем в среднем по России. Поэтому за четыре дня до выборов было принято решение по прекращению массированной пропаганды и, что особенно важно, контрпропаганды для спокойного и сознательного волеизъявления избирателей.

Хлопонинской команде удалось в конечном счете сильно разогреть таймырского избирателя, в том числе молодого. Это привело к небывало высокой явке. Несмотря на 50-градусные морозы, к избирательным урнам пришли более 63% избирателей, что и сказалось на конечном результате. В 25 из 34 избирательных участках победу одержал Александр Хлопонин. 65% избирателей Таймырского автономного округа оказали ему доверие быть их губернатором на ближайшие 5 лет. Насколько будет это доверие оправдано, покажет время.

Таймыр


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1462
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости