0
1030
Газета Регионы России Интернет-версия

07.09.2001 00:00:00

Островитяне строят мосты

Тэги: сахалин, тайфун, памбук, япония


КОГДА с запада, из Хабаровска, в направлении Южно-Сахалинска летела рабочая группа, созданная распоряжением полпреда президента на Дальнем Востоке Константина Пуликовского по проверке положения дел на Сахалине, с юга на остров надвигался знаменитый тайфун Памбук, немало нашаливший в Японии. Так что ждали островитяне сразу две напасти - комиссию и стихию.

Напрасно первый зам полпреда Геннадий Апанасенко еще в аэропорту объяснял, что они прилетели не для поиска компромата на руководство области, что это плановая проверка и главная цель - помощь самим сахалинцам. Наученные жизнью островитяне непременно ждали от высокого начальства какого-либо подвоха. Кажется, тайфуна они опасались меньше.

Впрочем, стихия обошла Сахалин стороной, разразившись над непотопляемым авианосцем (так в советский период шутливо называли остров) лишь долгожданным благодатным дождем. Надо полагать, пользу Сахалину принесла и фронтальная проверка.

"КЛАДОВКА"

ДЛЯ МАТЕРИКА?

После поражения России в Русско-японской войне южная часть острова отошла Стране восходящего солнца. На шахтах, рудниках и стройках Южного Сахалина работали тысячи корейцев, которых завозили сюда на положении рабов. Япония выкачивала из острова все, что могла: рыбу, водоросли, уголь, из которого делали жидкое топливо. Говорят, японцы знали и о залежах нефти на шельфе Сахалина, но тогдашний уровень техники не позволял ее добыть.

Удивительно, но, вернув себе остров, Советский Союз продолжил японскую традицию потребительского отношения к его богатствам. Сахалин рассматривался лишь в качестве склада с неисчерпаемыми запасами, а кто же делает евроремонт в кладовой?

Но если партийные секретари и пытались хоть что-то предпринять для развития острова, то с первыми демократическими руководителями Сахалину явно не везло. Лишь нынешний хозяин - Игорь Фархутдинов всерьез взялся за управление областью, ее перспективное развитие и озаботился нуждами островитян. Последние отплатили Игорю Павловичу той же монетой, избрав его губернатором на новый срок почти 57% голосов.

Столица области - город Южно-Сахалинск (по-местному - просто Южный) весьма напоминает русский квартал за рубежом. Кафе "Дядя Яша", ресторан "Мастер и Маргарита", магазин "Рублик", - такое впечатление, что сахалинцы вдали от материковой России хотят утвердиться в своей русскости с помощью торговых вывесок. Никаких уродливых советских канцеляризмов - "Столовая # 15" или "Потребкоопмаг". Сами заведения - сплошь новые, современные - радуют глаз архитектурой и оформлением, растут на каждом углу как грибы после дождя. По количеству баров, ресторанов и казино Южный вполне может посоревноваться с любым городом востока России (за исключением разве что Владивостока).

БОГАТЫЕ БЕДНЯКИ

Все легенды о рыбных богатствах Сахалина бледнеют перед увиденным собственными глазами. В одном из рыбных хозяйств Анивского района нам показали пса породы боксер, который по команде "Рыба!" бросался в мелководную речушку, где косяками шла на нерест горбуша, и хватал рыбин зубами. Рыбу здесь ловят крюками, сачками, руками и просто ногами. Мальчишки "футболят" на берег рыбин, делают икру-пятиминутку, жарят на костре молоки. А есть еще краб, гребешок, которых после каждого шторма выбрасывает на берег, крупная сахалинская креветка чилим, которую собирают на мелководье в зарослях морской капусты, сама капуста, наконец. При этом (необъяснимый иностранцу русский феномен!) живет население прибрежных поселков в ужасающей бедности. Завалившиеся серые деревянные халупы, "удобства" во дворе, отопление - дрова.

Матрос из Невельска, откровенно признавшийся, что у частника он зарабатывает за месяц две тысячи долларов, а у государства - тысячу, жаловался, что в Невельске вздорожало жилье и он не может купить квартиру за 7-8 тысяч "зеленых". Увы, заработки сахалинцев сезонны, а "быстрые" деньги как приходят, так и уходят, не задерживаясь в карманах.

Особый вопрос - о квотах на промышленный вылов рыбы. Кого на Сахалине ни спроси - все клянут это начинание последними словами. Понятно, почему правительство придумало квоты и аукционы по их продаже. Рыбаки (и не только на Сахалине), торгуя рыбой, крабом и гребешком, в том числе и за рубеж (в первую очередь в Японию), предпочитали укрывать доходы. Только помогли ли аукционы? Чиновники торжествуют: смотрите, сколько денег в бюджет дают аукционы. А в выигрыше, как ни странно, не Россия, а та же Япония. Денег-то у рыбаков нет, наши банки кредиты не дают, а японские - под закупку квот - пожалуйста. Благодаря российским квотам Страна восходящего солнца нынче получает дешевый продукт в избытке.

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОСТРОВА

Жизнь на последних рубежах Отчизны, как ничто другое, развивает патриотизм. Сахалинцы - от губернатора до последнего бомжа - истинные патриоты России. В борьбе с притязаниями, например Японии на Курилы, едины все политические силы - от "Единства" до левых. Даже обычно далекая от политики Русская Православная Церковь в лице местного епископа отца Марка открыто проповедует на страницах областной прессы: "Курилы - русская земля".

Местные хорошо понимают: отдай Россия Южные Курилы - и самое рыболовное в мире Охотское море становится открытым для иностранных судов, а куда с нашей техникой против иностранного рыбака! Да еще придется тогда платить Японии за проход через проливы.

Может быть, поэтому так не любят на Сахалине губернатора соседнего Хабаровского края Виктора Ишаева, который как-то заявил, что России и без Курил будет хорошо. "Сегодня Южные Курилы, завтра пол-Сахалина, а послезавтра - весь Дальний Восток?" - горячатся островитяне. Впрочем, Ишаева на острове не жалуют и по другой причине - он известен как ярый противник строительства Транссахалинской магистрали, которая покончит с изоляцией острова и свяжет Японию через Сахалин и БАМ с Транссибом. Ишаев же лоббирует интересы хабаровских портов Ванино и Совгавань, которые в этом случае потеряют свое нынешнее значение.

НЕФТЯНАЯ РЕКА, ДЕНЕЖНЫЕ БЕРЕГА

Помимо даров моря и Транссахалинской магистрали будущее острова тесно связано с нефтяными и газовыми проектами. Самый современный в России завод по сжижению газа уже действует, а в ближайшее время начнут давать отдачу проекты по разработке нефтяного шельфа острова. В недрах непотопляемого авианосца скрывается настоящее нефтяное море. Перспективность разработки очевидна: нефть залегает на небольшой глубине, грунт мягкий, климат - все же не слишком суровый, а главные потребители - Япония, Южная Корея и Китай - рядом.

Руководство областью хорошо понимает, что сулит острову развитие нефтедобычи, и спешит использовать свой шанс. Крупных зримых изменений в экономике еще нет, но уже пошли вверх цены на недвижимость - первый признак грядущего экономического бума. Как ни странно, и это выявили проверяющие, стало хуже со сбором налогов. Местные главы в предчувствии скорых больших поступлений в бюджет ослабили налоговый контроль, создают своеобразный финансовый резерв.

Вообще руководство районов и городов - особый разговор. Мэр столичного Южно-Сахалинска Федор Сидоренко ухитряется в условиях начавшегося экономического подъема собирать все меньше налогов, в обстановке торгового бума - почти ничего не получать от торговли в бюджет, покупать дорогущую импортную дорожно-строительную технику по укладке щебневых дорог (и это в Южном, где сплошной асфальт, "щебенок" - от силы пара километров!), а городские учителя по три-четыре месяца сидят без зарплаты и пикетируют мэрию.

ГОЛОВЫ ОСТАЛИСЬ

НА МЕСТАХ

Те, кто ожидал, что в результате проверки направо и налево полетят головы больших и малых начальников, были разочарованы. Да, рабочая группа обнаружила немало недочетов и нарушений. О сборах налогов уже говорилось. Есть задержки в выплате зарплат. Буксует на месте реформа ЖКХ, которую здесь восприняли как способ переложить на плечи населения все коммунальные расходы.

Неэффективно порой используется федеральное имущество. Проверяющие обнаружили анекдотический случай продажи работающего тепловоза за 3400 руб. Есть факты нецелевого использования средств на сумму 1,3 млн. руб. в рамках выполнения правительственных программ. В двухтомном акте, составленном по результатам комплексной проверки, досталось "на орехи" не только областным и муниципальным властям, но и федеральным органам, в системе которых процветают незаконные и полузаконные поборы, неполное исполнение указов президента РФ. Геннадий Апанасенко обещал провести следующую проверку в области через полгода, и тогда уже сделать кадровые выводы, ибо помимо рекомендаций были сделаны и предписания по устранению нарушений законов России и неисполнению указов президента.

Политическая изоляция и самоизоляция многих регионов, то, что в полпредстве называют "островной психологией", постепенно изживается. У регионов появилось больше возможностей взглянуть на себя со стороны, сравнить свою ситуацию с тем, что делается у соседей. Многочисленные нарушения федеральных законов на местах вызываются не только желанием противопоставить себя Центру, но подчас незнанием закона, недостатком квалифицированных кадров. Именно поэтому в ходе нынешней проверки специалисты рабочей группы провели специальный семинар на тему актуальных проблем местного самоуправления для руководителей муниципальных образований области.

Строительство железнодорожного моста через Татарский пролив еще не началось, но политический мост между Россией и Сахалином уже начал строиться.

Сахалинская область-
Хабаровск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1339
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1525
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1635
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3894

Другие новости