0
915
Газета Регионы России Интернет-версия

12.09.2001 00:00:00

Рынок алюминия повторяет судьбу нефтяного

Тэги: алюминий, рынок, кризис


РЫНОК алюминия находится на пороге кризиса, аналогичного ситуации, сложившей на нефтяном рынке в 1998 году. Сейчас цена на металл падает, а складские запасы стремительно растут. Ликвидность рынка становится все меньше - разность в цене покупки и цене продажи 31 июля достигла максимума за последние годы.

Причина кризиса - спад в потреблении алюминия и продуктов его переработки в Западной Европе и Северной Америке. Величина этого падения в абсолютных цифрах, возможно, и не слишком велика. Однако алюминиевые компании не могут действовать по сценарию нефтяников, когда ОПЕК ввела шкалу зависимости объемов добычи нефти от цены на товар. Теперь, когда продукт падает в цене, нефтяники снижают добычу, соответственно на биржах снижается предложение, и топливо вырастает в цене. К сожалению, этот сценарий неприемлем для алюминиевого рынка - он, можно сказать, абсолютно неэластичен по предложению. Иными словами, независимо от цены на товар алюминиевые компании будут предлагать своим потребителям если и не фиксированное, то примерно одинаковое количество металла - таковы технологические особенности производства. Алюминиевый завод нельзя остановить - оборудование придет в негодность.

Таково безрадостное положение дел на рынке цветных металлов в целом и алюминия в частности.

Себестоимость алюминия складывается из четырех основных компонентов: сырье, электроэнергия, передел и транспортировка. Задача создания собственной сырьевой базы у такого предприятия, в частности, как "Русский алюминий", то есть приобретения бокситных месторождений и глиноземных заводов, практически решена. С переделом все тоже обстоит благополучно. Компания активно проводит модернизацию своих крупнейших предприятий - Красноярского алюминиевого и Братского алюминиевого заводов. Другое дело - стоимость электроэнергии и перевозки металла. В обоих случаях отечественным алюминщикам - как и прочим предприятиям, работающим в России, - приходится сталкиваться с диктатом естественных монополий.

С точки зрения потребителей, ситуация выглядит следующим образом. Минувшим летом тарифы на перевозку грузов по железным дорогам возрастали дважды, увеличившись в целом на 35%. Однако не для всех грузов тариф вырос одинаково. Взять, к примеру, последнюю августовскую индексацию тарифа в среднем на 18%. За этими 18% скрываются чудовищные диспропорции. Цена перевозки, допустим, нефтепродуктов выросла в среднем на 5%, в то время как доставка алюминия - на 100%. Аналогичная ситуация и с регулированием стоимости электроэнергии.

Запас прочности, накопленный "Русским алюминием", некоторое время позволит компании успешно функционировать даже в условиях жесткого прессинга со стороны мирового рынка и отечественных естественных монополий. Ясно, что, сколь угодно долго не падала бы мировая цена, заводы "Русского алюминия" встанут последними в мире. Ясно, впрочем, и то, что в отсутствие взвешенной государственной политики в отношении алюминиевых компаний до самого последнего дня российские заводы будут гнать на экспорт "чушку", а основная часть добавленной стоимости изделий из алюминия достанется западным и восточным предприятиям переработки.

Стоит отметить, что рынок изделий высокого передела отличается крайне жесткой конкуренцией. Однако сейчас, когда мировая алюминиевая промышленность ослаблена кризисом, российские алюминщики имеют уникальный шанс ворваться на этот рынок и значительно увеличить долю производства продукции высокой степени передела - что благотворно скажется на ее доходах, а следовательно, и не доходах бюджета. Для этого надо лишь, чтобы накопленные "Русским алюминием" резервы прочности не ушли исключительно на оплату электроэнергии и перевозок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
458
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
400
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
367
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
404

Другие новости