0
598
Газета Регионы России Интернет-версия

07.10.2002 00:00:00

Перевод с юридического на красноярский

Алексей Львов

Об авторе: Алексей Львов - политолог.

Тэги: красноярск, выборы, хлопонин


Признание красноярским избиркомом итогов губернаторских выборов недействительными вызвала целую бурю страстей на политическом небосклоне России. Да, подобного прецедента в истории отечественной демократии пока еще не было. Однако реакция большинства публичных политиков, спустивших всех собак на крайизбирком, и тон их заявлений не кажутся адекватными произошедшему. Кто-то даже договорился до угрозы "демонтажа избирательной системы" (впрочем, кликушество, в том числе и политическое, всегда было в России в ходу). Но позиция избиркома совсем не так крамольна, как ее пытаются подать.

Прежде всего: действовал ли красноярский избирком по закону, признав результаты выборов недействительными? Да. Такое право ему дает п. 4 "а" ст. 52 Закона Красноярского края "О выборах губернатора Красноярского края"; аналогичные положения содержатся в п. 7 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Действовал ли крайизбирком по собственной инициативе или прихоти? Нет. Уже сообщалось, что число жалоб, заявлений, обращений от кандидатов, их доверенных лиц, общественных организаций, членов избирательных комиссий и простых избирателей о различных нарушениях избирательного законодательства превысило семь сотен. А когда соблюдается буква и дух закона, то остальные рассуждения кажутся от лукавого.

Тем не менее попробуем прислушаться к основным из них. Ведь, как говорил один малопопулярный в наши дни юрист, "мы получили маленькую картинку для выяснения больших вопросов". Итак.

Избирательная комиссия действовала по чьей-то указке или под давлением. Но если бы комиссия просто тихо утвердила результаты выборов, то любой проигравший кандидат с таким же успехом мог обвинить ее в ангажированном бездействии в пользу победителя.

Кто-то использовал в свою пользу пробелы в действующем законодательстве. Тут впору вспомнить классическое Dura lex, sed lex ("Закон суров, но это - закон"), известное еще абитуриентам юридических вузов. Каким бы несовершенным ни было законодательство, мы должны или добиваться его изменения, или следовать ему. При этом сетования на недостатки российских законов особенно умильно выглядят в исполнении действующих законодателей - депутатов Госдумы РФ.

Повторные выборы лягут тяжелым бременем на бюджет края. Действительно, выборы - мероприятие затратное. Но с точки зрения экономии средств дешевле их вообще не проводить, а назначать наместников царевым указом. Кстати, за возможность озвучить эту любимую идею тут же ухватились либерал-демократы. Да и политики других взглядов не замедлили использовать подвернувшийся скандал исключительно для пропаганды своих взглядов и позиций. И все это лишний раз доказывает, что проблемами самого Красноярского края никто, кроме красноярцев, заниматься не намерен. А вот приобрести по случаю немного политического капитала охотников у нас - хоть отбавляй.

Реагировать на нарушения закона нужно было в ходе агитации, но коль скоро голосование состоялось, оспаривать его незаконно и антидемократично. Ну, во-первых, как мы выяснили, все сделано в рамках закона. А во-вторых, не меньшая угроза демократии кроется в сложившейся практике, по которой у нас предпочитают не конфликтовать с занявшими политический Олимп и не разбираться в подноготной их победы, а лишь договариваться и приспосабливаться к новой власти. Это поселяет разочарование в простого человека, все более свыкающегося с порочными "там все без нас решат", "все определяют деньги" или "они уже все между собой поделили". И это же в не меньшей мере развращает и политиков, рвущихся во власть с единственным принципом - "победителей не судят".

Без всяких аналогий, но если вы приняли на работу человека как высококлассного специалиста, а вскоре выяснится, что это сомнительная личность с купленным дипломом, вы будете ждать срока окончания контракта? А брачный аферист, добившийся согласия подарками невесте и будущей свекрови, должен оставаться в семье? Или, скажем, мошенник, сумевший загипнотизировать кассира банка, может оставить уже полученные деньги себе?

А ведь выборы очень близки ко всем этим примерам. И не важно, что свой выбор делают сразу множество людей. Ошибаться и заблуждаться могут сразу тысячи и миллионы, не зря ведь год от года совершенствуются приемы того, что принято называть манипуляцией общественным сознанием. Не говоря уже о банальном подкупе избирателей, вбросе лишних бюллетеней или махинациях с подсчетом голосов. Квинтэссенцию этого процесса в свое время сформулировал диктатор Никарагуа Анастасио Сомоса: "Вы выигрываете выборы, а я выигрывают подсчет голосов".

И если не поставить на пути всего сегодняшнего избирательного негатива ограничительные заслоны (решение красноярского избиркома вполне служит примером такого заслона), то выборы очень скоро превратятся в чемпионаты по предвыборным технологиям и в олимпиады денежных мешков. А избиркомы будут лишь фиксировать финишный расклад без всякого права последующего допинг-контроля, если продолжить спортивные аналогии.

Поэтому за всем последним шумом вокруг красноярских выборов упорно видятся опасения многих наших политиков хоть сколько-нибудь нарушить сложившиеся правила игры. Гораздо проще, оказывается, решать ситуацию олигархическими методами с привлечением крупного капитала, средств массовой информации, поддержки из Москвы и возможностью давления на всех и вся. Такую "победу" в Красноярске мы и получили.

Проявив неожиданную принципиальность, крайизбирком в результате завел ситуацию в тупик. Законных путей изменить его позицию практически не было. Это очень доходчиво объяснил на своей пресс-конференции депутат Госдумы Александр Салий: "ЦИК имеет право распустить региональный избирком и отменить его решения согласно новому закону об основных гарантиях избирательных прав. Но выборы красноярского губернатора проходили по старому законодательству". Хотя новый закон вступил в силу с 1 июля 2002 года, красноярские выборы были объявлены раньше и под новое законодательство не подпадали. Таким образом, оставалось надеяться, что красноярский избирком сам изменит свое решение, но он-то как раз проявлял завидную стойкость своей позиции. А так уж у нас повелось, что при невозможности надавить на кого-то законным путем разбираться начинают "по понятиям". Все и шло к тому, что крайизбиркому устроят показательную порку в назидание остальным.

Спасительное для всех решение пришло, откуда уже не ждали. Президент Путин принял соломоново решение - назначить А.Хлопонина и.о.губернатора Красноярского края до окончания всех законных юридических разбирательств и процедур. Так, одним указом был и нейтрализован мощнейший административный ресурс, на который уповали хлопонинцы, и предоставлен дополнительный шанс красноярскому избиркому отстоять свою правоту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1538
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1738
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1843
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4191

Другие новости