0
743
Газета Регионы России Интернет-версия

17.12.2002 00:00:00

Сергей Катанандов: "Нам не грозит очередной застой"

Тэги: карелия, катанандов


-Сергей Леонидович, весной вы второй раз подряд одержали победу на выборах. Каковы будут ваши дальнейшие стратегические планы по решению острых проблем региона?

- Большая часть населения поддержала предложенную программу по дальнейшему подъему экономики Карелии. В итогах выборов я вижу доверие избирателей к действующей власти. Его нам вновь предстоит оправдать.

Одно из главных направлений в деятельности всех ветвей власти - как задействовать мощный природный и производственный потенциал, чтобы он приносил максимальную отдачу. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, чтобы люди наконец ощутили, что многолетние реформы дали положительный результат и жизнь стала лучше. Многие слои населения находятся за чертой бедности. Это обязывает нас экономические решения рассматривать через призму их влияния на рост уровня жизни.

Сегодня правительство берет решительный курс на привлечение инвестиций - отечественных и зарубежных. Да, несколько лет подряд мы поддерживали местных производителей дотациями, заказами, различными льготами. Однако итоги государственной поддержки не во всем оправдали наши ожидания. Предприятия закрываются, новые рабочие места не появляются, налоговые поступления сокращаются. К такому положению в значительной степени привели объективные причины. Материальная база во многих отраслях промышленности изношена, устарела. А без технического перевооружения, без использования новейших достижений науки, без современных технологий на мировом рынке делать нечего.

Состоявшихся местных производителей будем поддерживать и впредь, но избирательно, чтобы избежать нерациональных трат. Зато мы хотим стать максимально открытыми для инвесторов. У руководства республики есть твердая политическая воля создать для них режим наибольшего благоприятствования. Мы рассчитываем, что такая позиция открытости позволит привлечь дополнительные вложения в реальный сектор производства. Прежде всего нас интересуют новые технологии, создание современных конкурентоспособных предприятий. Республика нуждается сегодня в том, чтобы от вывоза круглого леса перейти к более глубокой переработке древесины. Требуются солидные средства для разведки и разработки богатейших полезных ископаемых. Инвестиции должны существенно повлиять на рост объемов производства продукции и повышение ее качества. Все министерства и ведомства ведут активную работу в этом направлении.

- Для привлечения инвестиций в регион от власти требуется создание благоприятных условий. Вы можете рассказать о примерах стратегического партнерства республики с крупными иностранными и отечественными финансово-промышленными группами?

- Карелия - спокойный и стабильный регион России. Это создает хорошие предпосылки для притока инвестиций, для взаимовыгодного сотрудничества.

В республике хорошо зарекомендовали себя партнеры, учитывающие местные интересы, уважающие особенности Карелии, например, череповецкий холдинг "Северсталь", контролирующий Костомукшский горно-обогатительный комбинат, концерн "Орими" из Санкт-Петербурга, управляющий Беломорско-Онежским пароходством, многообещающе выглядят отношения с компанией "СУАЛ", купившей крупный пакет акций Надвоицкого алюминиевого завода... Отдельно выделил бы плодотворное партнерство с правительством Москвы по разработке месторождений уникальных шунгитов, добыче и обработке камня. По ряду перспективных проектов, касающихся развития горного дела и переработки природных ресурсов, ведем сейчас переговоры с группой "АЛРОСА", "Норильским никелем", "Алросой"... В лесном бизнесе делаем ставку не только на местных менеджеров, но и на серьезные зарубежные фирмы. С финской компанией "Стора Энсо" приступаем к строительству в Приладожье крупного лесопильного завода. Надеемся на участие в создании новой мебельной фабрики компании "ИКЕА". Республика заинтересована в ощутимых вложениях в сферу туризма.

- Изменения в структуре органов исполнительной власти вызвали споры и неоднозначные оценки со стороны карельских парламентариев. В частности, идея создания в Карелии Министерства по делам печати, информатизации и связям с общественностью. Насколько оно необходимо на уровне региона, каковы его функции?

- Структуру правительства в значительной степени предопределили новые задачи. Ведь достигнутая стабильность не должна превратиться в административный застой. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что существенные изменения произошли в федеральных структурах, региональные органы власти тоже должны вносить соответствующие коррективы.

Появление Министерства по делам печати, информатизации и связям с общественностью вызвало довольно бурную дискуссию. Министерство должно содействовать тому, чтобы газеты, радио, телевидение стали более доступными для населения. Уверяю, что создание Минпечати совершенно не угрожает свободе слова. Все СМИ могут спокойно работать, соблюдая закон.

- А как сегодня складываются у главы республики отношения с новым однопалатным парламентом?

- Сегодня требуется согласованная работа правительства и Законодательного собрания, их взаимодействие. "Дефицит" согласия, а тем более конфронтация между ветвями власти могут стать серьезным препятствием на пути строительства новой сильной Карелии. Нам некогда отвлекаться на междоусобную борьбу, на выяснение отношений. Мировая практика показывает четкую взаимосвязь между качеством законодательной базы и успешной работой правительства, что напрямую определяет динамику экономического роста. Нет смысла искать поводы для конфронтации, лучше искать возможности для сотрудничества.

Особенно ярким примером наметившегося взаимопонимания между двумя ветвями власти стало состоявшееся в сентябре выездное заседание Законодательного собрания в Сегеже, обсудившее сложные вопросы совершенствования работы местного лесопромышленного комплекса. Депутаты приняли обращение к президенту России Владимиру Путину и председателю федерального правительства Михаилу Касьянову с предложением дать Карелии право на эксперимент по самостоятельному управлению лесами в нашем регионе. В российскую Госдуму направлены пакеты поправок к законам, регулирующим лесные отношения.

Из Москвы за всеми деталями уследить невозможно. Значит, не концентрировать надо бы полномочия в федеральном Центре, а поделиться ими с местными властями, которые в первую очередь отвечают перед населением за социально-экономические показатели, за улучшение жизни людей. Другое дело, не мешает усилить централизацию действий правоохранительных, фискальных, контрольных органов по пресечению нарушений лесного законодательства. Понятно, что и мы, отстаивая права республики на управление лесами, будем добиваться учета наших позиций в рамках правового поля.

- Как будет осуществляться взаимодействие с органами местного самоуправления?

- Принципиально по-новому предполагается выстраивать отношения с главами местного самоуправления. Примером здесь может служить вертикаль власти, которую формирует президент России Владимир Путин. Деятельность Госсовета и его президиума подтвердила свое право на существование разработкой ряда вопросов, имеющих, можно сказать, судьбоносное значение для страны. В частности, можно вспомнить программу модернизации образования, подготовленную рабочей группой, которую мне по поручению президента довелось возглавлять.

Я предложил создать совет глав местного самоуправления - Совет республики, на заседания которого предполагается выносить проблемы, актуальные для Карелии. Например, взаимоотношения органов республиканской власти и местного самоуправления, техническое перевооружение лесопромышленного комплекса, формирование бюджета, возможности работы жилищно-коммунального хозяйства без сбоев и аварий, подготовка кадров для системы образования, использование культурного наследия в воспитании молодежи. Уже состоялись заседания совета и его коллегии, главы городов и районов поддержали мое предложение. Уверен, что работа Совета республики благоприятно отразится на социально-экономическом положении Карелии.

Президент страны настаивает на том, чтобы у местного самоуправления была возможность создавать собственные источники формирования бюджета, скажем, за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. Совет республики как раз сможет участвовать в рассмотрении этих проблем, активно влиять на их решение.

- Сергей Леонидович, стоило вам выиграть выборы, как вновь пошли разговоры о том, что Катанандов уйдет на повышение в Москву. Неужели в самом деле есть у вас такие планы?

- Нынешние разговоры о моем возможном переходе в Москву для меня не новость. Четыре года я отработал на посту председателя правительства Карелии, отчитался перед избирателями и был избран главой республики. Твердо намерен отработать на этом посту отмеренный Конституцией срок. Хотя жизнь, конечно, на месте не стоит и сложно сегодня все спланировать на годы вперед. Но пока я об отъезде не помышляю.

Решение Конституционного суда поддерживаю. Угрозы очередного застоя от продления властных полномочий быть не может. Слишком в бурное время мы живем. Наша российская действительность скучать никому не даст, и застой ей в обозримом будущем не грозит.

Петрозаводск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1500
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4142

Другие новости