0
888
Газета Регионы России Интернет-версия

27.06.2003 00:00:00

Ан-70 тонет в море интриг

Тэги: ан70, полет, омск, интриги


В сентябре прошлого года омское ПО "Полет" выиграло тендер на право производства военно-транспортного самолета Ан-70, сконструированного в киевском АНТК им. Антонова. По предварительным оценкам, при выходе на серийный выпуск стоимость самолета составит 36 млн. долл., а покупать его, по мнению главного конструктора АНТК Петра Балабуева, помимо России станут страны Ближнего Востока, Азии, Африки и даже, возможно, Европы, где затягивается подготовка к выпуску аналогичного самолета М-400. Подтвержденные Минобороны потребности российских ВВС в самолетах подобного класса составляют сегодня 164 машины.

Однако победа в тендере была бы скорее всего невозможна, не подключись к этому делу администрация Омской области. Именно ее активность, подкрепленная аргументацией экспертов, убедила госкомиссию в целесообразности сборки Ан-70 на государственном предприятии, каким является "Полет", заручиться поддержкой директора Росавиакосмоса Юрия Коптева и тогдашнего вице-премьера Ильи Клебанова. Немалую роль сыграло также то, что администрация области дала гарантии всесторонней, в том числе и финансовой, помощи "Полету", которая и начала оказываться сразу после подведения итогов тендера.

Указом губернатора реструктуризирована задолженность объединения перед областным бюджетом, что означает, по сути, ее списание. Это ни много ни мало - 300 млн. руб. Надо сказать, возникли эти долги вследствие все той же поддержки областных властей, которой последние годы пользовался "Полет". Понимая, что после потери оборотных средств и госзаказов предприятие не сможет встать на ноги самостоятельно, губернатор Леонид Полежаев предоставлял ему налоговые льготы, а когда это было невозможно, выделял бюджетные ссуды и давал отсрочки по выплате долгов. Только благодаря этому "Полет" смог освоить выпуск самолетов Ан-38 и массовую модернизацию отслуживших свой век Ан-2.

Теперь наступил черед Ан-70. Для "Полета" это крупнейший заказ за последние десятилетия, он дает объединению 2800 дополнительных рабочих мест и загрузку мощностей на 20 лет вперед. Будут задействованы и другие омские предприятия, например агрегатный завод, где планируется разместить изготовление ряда комплектующих. На первые три самолета уже есть покупатель - их в счет российского долга получат ВВС Чехии.

В объединении с энтузиазмом взялись за реализацию заказа. В короткий срок изготовлена часть оснастки, совместно с АНТК им. Антонова доработана документация - по просьбе военных с 40 до 47 тонн увеличена грузоподъемность самолета, усилены фюзеляж и грузовой пол, уже изготовлены 11 силовых шпангоутов фюзеляжа. "Полет" вложил в производство Ан-70 60 млн. руб. собственных средств, когда столкнулся с закулисной борьбой, все нюансы которой авиастроителям понять трудно.

В марте, как уже неоднократно сообщали СМИ, главком ВВС Владимир Михайлов наложил запрет на финансирование подготовительных работ, так как, по его мнению, Ан-70 "морально устарел" и аналогичный самолет надо выпускать на базе других разработок. На "Полете" это расценивают как откровенное лоббирование интересов его конкурентов, доказывающих, что российским ВВС больше подходят их детища. Это КБ Ильюшина, модифицировавшее свой Ил-76, производимый в Воронеже, и КБ Туполева, которое настаивает на освоении производства в Казани Ту-330. Первый вариант, возможно, дешевле омского, но Ил-76МТ дороже в эксплуатации и не способен брать на борт крупногабаритные грузы, а в перевозке именно таких и нуждается армия. Освоение же выпуска грузовой "тушки" обойдется ничуть не в меньшую сумму, чем Ан-70, а преимущества ее также сомнительны.

Как считает главный инженер ПО "Полет" Григорий Мураховский, Ан-70 сегодня вообще самый современный самолет подобного типа в мире. Он может подниматься в воздух не только со взлетных полос, как все его аналоги, но и с грунтовых площадок, что делает эту машину незаменимой при ведении боевых действий или спасательных операций. Одно это должно бы стать определяющим фактором для Минобороны. Однако военные не торопятся с окончательным решением, несмотря даже на то, что проект получил поддержку со стороны президента России, который на встрече со своим украинским коллегой Леонидом Кучмой обсуждал вопрос организации производства самолета Ан-70 и подтвердил, что такой самолет необходим и Россия совместно с Украиной будет его выпускать.

Между тем первый самолет нужно изготовить к концу 2004 года, тогда как производственный цикл составляет 27 месяцев. То есть из-за ведомственных интриг омичи уже не укладываются в сроки. Но они готовы до конца отстаивать свои интересы. По мнению губернатора области Леонида Полежаева, освоение производства Ан-70 означает технологический прорыв и шанс на 20 лет вперед для всей омской промышленности. "Если мы его упустим, - сказал он, - в машиностроении региона будет упущено наукоемкое производство".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3224

Другие новости