0
655
Газета Регионы России Интернет-версия

18.04.2005 00:00:00

Дважды беженцы

Магомед-Рашид Плиев

Об авторе: Магомед-Рашид Ахмедович Плиев - заместитель председателя Госкомитета Ингушетии по делам беженцев и вынужденных переселенцев.

Тэги: осетия, ингушетия, беженцы, финансирование, зсо


Больше двенадцати лет вынужденные переселенцы из Пригородного района Северной Осетии, покинувшие этот регион после конфликта 1992 года, не могут вернуться к своим пепелищам. Причины находились разные, но в последнее время одним из наиболее расхожих доводов Владикавказа стало возведение трех поясов поистине мифической «Зоны санитарной охраны» (ЗСО). Причем именно на той территории, куда должны вернуться жители населенных пунктов Южный, Терк, Редант-II, Чернореченское и Балта.

Правительством Северной Осетии принято сразу несколько постановлений на этот счет. Этими актами незаконно увеличены границы зоны строгого режима Орджоникидзевского водозабора, снабжающего Владикавказ водой для хозяйственно-питьевых нужд. Незаконно – потому что указанные выше населенные пункты, включенные в первый пояс ЗСО (где не могут проживать люди), находятся на расстоянии шестисот и более метров от водозабора. По всем техническим документам первый пояс должен проходить на расстоянии 50 метров от крайней скважины. Что касается третьего пояса ЗСО, то он вообще «залез» на территорию Ингушетии и Грузии. Между тем, согласно законодательству, для утверждения границ ЗСО необходимо решение органов власти Ингушетии и грузинской стороны.

Финансирование мероприятий по установлению предполагаемого ЗСО правительством Северной Осетии планируется за счет федерального бюджета. Между тем, согласно расчетам Госстроя, только стоимость строительства жилья для отселяемого населения обойдется ориентировочно в один миллиард рублей.

На территории указанных населенных пунктов находится более 560 домов и квартир, в которых в настоящее время проживают их владельцы. А в четырех населенных пунктах находятся в различной стадии разрушения более одной тысячи домов вынужденных переселенцев. При этом домовладельцы не изъявили согласия на отселение. Наконец, на территориях этих сел базируются различные подразделения Минобороны РФ, в частности 58-й армии, и пограничников (численность личного состава превышает три тысячи человек). И Минобороны на передислокацию своих частей согласия не дало, так как недалеко от Орджоникидзевского месторождения подземных вод расположен важнейший участок госграницы России.

В первый пояс ЗСО оказалась включена и Военно-Грузинская дорога, которая имеет стратегическое значение как единственная на сегодня сухопутная «артерия межгосударственного сообщения». На этой территории располагаются также противотуберкулезная больница, известковый завод, фельдшерско-акушерские пункты, магазины и другие предприятия.

Все это наводит на мысль, что планируемая реконструкция Орджоникидзевского водозабора направлена не на решение вопроса водоснабжения североосетинской столицы, а на возведение искусственных препятствий для возвращения в места постоянного проживания вынужденных переселенцев ингушской национальности. А те ингуши, которые все-таки вернулись, станут, по сути, беженцами второй раз.

В такой ситуации удивляет позиция спецпредставителя президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта Алексея Кулаковского. Вместо того чтобы всеми возможными путями способствовать возвращению обездоленных к родным пепелищам, Кулаковский активно лоббирует проект расширения ЗСО. «В связи с тем, что правительство РСО–А и администрация Владикавказа утвердили проект водоохранной зоны, – заявил он в интервью газете «Южный федеральный», – в соответствии с заключением Госстроя РФ и других федеральных ведомств мы будем теперь в своей деятельности руководствоваться и этим документом. А он требует дальнейшей проработки вопроса в связи с изъятием земель для государственных нужд по соответствующему переселению с такой территории всех граждан – вне зависимости от их национальной принадлежности». То есть, по сути, г-н Кулаковский публично заявил о том, что его ведомство будет отстаивать линию руководства Северной Осетии на дальнейшее воспрепятствование возвращению ингушских беженцев в перечисленные села.

Между тем, как это ни парадоксально, в природе не существует заключительной экспертизы Госстроя РФ, Министерства природных ресурсов и Санэпиднадзора РФ. И спецпредставитель президента России не может не знать о том, что правительство Северной Осетии не имело законного права принимать постановления об утверждении ЗСО и отселении населения без наличия такого заключительного документа, подготовленного федеральными ведомствами. А такой документ еще не подготовлен, потому что работу над ним правительство России поручило не только осетинской, но и ингушской стороне.

Вот почему мы еще и еще раз приходим к выводу о том, что единственный путь окончательного решения проблемы урегулирования осетино-ингушского конфликта лежит исключительно в политической плоскости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1629
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1825
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1938
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4311

Другие новости