Объединенная верфь ОПК способна строить самые современные гражданские суда и боевые корабли.
Фото автора
Судя по всему, нынешнему российскому руководству не дают покоя лавры Петра Великого, создавшего российский флот. Президент и правительство собираются вывести из кризиса и поднять на мировой, а то и выше, уровень отечественную судостроительную отрасль. 18 мая в Минпромэнерго РФ представители заинтересованных министерств и отраслевых институтов под председательством замминистра Андрея Реуса заслушали предложения от судостроителей по созданию проектов судостроительных комплексов для строительства крупнотоннажных судов гражданского назначения.
Впрочем, Россия и впрямь нуждается в гигантских танкерах, газовозах и химовозах водоизмещением до 300 тыс. тонн. Пока мы таковые строить не имеем возможности – не на чем. А необходимы эти морские гиганты для полноценного освоения континентального шельфа страны, где под водой залегают нефть и природный газ. То есть можно без преувеличения сказать, что модернизация судостроительной отрасли – проблема действительно жизненно важная. И в целом подъем судостроительной отрасли – идея, безусловно, весьма своевременная.
Похоже, что один из самых перспективных вариантов представили Минпромэнерго специалисты «Объединенной промышленной корпорации». ОПК имеет солидные судостроительные активы, в которые входят крупнейшие судостроительные предприятия в Северо-Западном регионе – «Северная верфь» и Балтийский завод в Санкт-Петербурге. Предприятия более чем востребованные и сегодня – Балтзавод славится своими ледоколами, а «Северная верфь» в этом году собирается передать ВМФ РФ корвет «Стерегущий», считающийся новым словом в военном кораблестроении. Между тем сегодняшнее благополучное положение предприятий стало возможным только после их вхождения в структуру ОПК. Скажем, самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы», переданный Мурманскому морскому пароходству этой весной, в 90-е годы едва не сгнил у причала на Балтзаводе, а когда завод вошел в состав Объединенной верфи ОПК, судно наконец достроили и в начале мая на его борту даже провели заседание Госсовета России во главе с президентом.
Итак, Объединенная верфь ОПК, не имея возможности «закрываться на реконструкцию» – слишком востребована государством, – взяла на вооружение принцип «модернизации без отрыва от производства». Планы ОПК предусматривают модернизацию «Северной верфи» до общемировых стандартов с приоритетом на сохранение ниши военного кораблестроения и постройки судов ледокольного флота, танкеров и транспортных судов дедвейтом до 25 тыс. тонн. При этом существующие мощности атомной энергетики и корпусосборочное производство судов и кораблей до 100 тыс. тонн сохраняются на имеющихся площадях. Мало того, планируется создание судостроительного комплекса на базе «Северной верфи» для строительства судов дедвейтом до 80–100 тыс. тонн, а также предусматривается возможность строительства блоков-модулей для последующей сборки корпусов дедвейтом до 300 тыс. тонн на отдельной площадке. Этот вариант позволит снизить затраты на подготовку производства судов такого водоизмещения.
Пожалуй, при таком подходе мы и впрямь имеем возможность полноценно обеспечить себя флотом для добычи «подводных углеводородов». Слово за Минпромэнерго, которое будет отбирать проекты.