Теперь Игорь Изместьев обвиняется еще и в покушении на сына главы Башкирии Урала Рахимова. Такой поворот дела удивил не только адвокатов бывшего сенатора, но и самого Рахимова.
Напомним, что Игорь Изместьев уже почти полтора года находится под арестом: в январе 2007-го он был похищен российскими спецслужбами в аэропорту Бишкека и доставлен в Москву, где ему предъявили обвинение в организации убийства, а затем – в даче взятки. Позднее на основании показаний ранее арестованного бандита Сергея Финагина бывшего сенатора обвинили в десятке тягчайших преступлений. В том числе в организации двух терактов в Уфе. В канун майских праздников следователи предъявили Изместьеву новое обвинение, скорее всего уже в окончательной редакции. В числе новшеств появилось покушение на убийство сына президента Башкирии Урала Рахимова, хулиганские действия по организации ряда взрывов на бензозаправках и нефтебазах, поджоги типографии и автомобиля.
«Мы считаем все предъявленные Изместьеву обвинения противоречивыми и нелогичными, – сообщил адвокат Игоря Изместьева Сергей Антонов. – Следствие в очередной раз пытается оказать давление на Изместьева, а заодно и списать на него нераскрытые преступления. Ему уже не раз говорили: если он не будет оговаривать себя и других лиц, то для него будут добиваться пожизненного заключения. Никаких внятных мотивов для совершения упомянутых преступлений Изместьевым, несмотря на десятки страниц обвинения, следствие так и не смогло назвать. Пока у следствия в доказательствах есть лишь показания главарей «финагинской» преступной группировки, один из которых уже осужден за шесть убийств. Сейчас показания против Изместьева дает организатор банды Финагин, который таким образом просто хочет уйти от ответственности, заключив со следствием своеобразную сделку. Забавно, но защите приходится указывать следствию на явные ошибки и некомпетентность. В результате уже ряд обвинений Изместьеву исключен. Убежден: при нынешней редакции обвинения следствию придется краснеть от стыда в суде. Предварительное следствие по делу, составляющему около 100 томов, закончено. Защита будет настаивать на рассмотрении дела судом присяжных».
Удивило обвинение и адвоката Урала Рахимова Сергея Макаренко, который заявил «Коммерсанту» (см. номер от 04.05.08), что не знает о покушении, и добавил, что накануне при допросе Рахимова речь о признании его жертвой покушения не шла.
В марте и апреле сын главы Башкирии, фактического владельца АНК «Башнефть» и депутата Госсобрания республики, Урал Рахимов добровольно согласился дать некие свидетельские показания, предположительно связанные с «байконурскими схемами» ухода от налогов башкирскими нефтяными компаниями. Также Следственный комитет намерен был допросить Рахимова по делу об организации несостоявшегося покушения на предпринимателя Юрия Бушева, в котором обвиняется и Изместьев. Осенью Бушев обвинил Изместьева и Рахимова в подготовке одного из покушений на себя. Тем более странно, что теперь Изместьева обвинили в покушении на своего потенциального «подельника».
Кстати, один из предъявленных Изместьеву эпизодов, касающихся «актов терроризма», также имел отношение к Уралу Рахимову. В октябре 2003 года был взорван джип с охранниками Рахимова. Непосредственный участник этого преступления Сергей Финагин обвинил в организации взрыва Игоря Изместьева. Тогда в Башкирии шла предвыборная гонка, и Изместьев выступал в команде Рахимовых (фактически был дублером президента республики). По сегодняшнему мнению других участников кампании, Изместьев при подобных обстоятельствах никак не мог быть заинтересован в смерти сына Муртазы Рахимова.
Эксперты не исключают, что и «предотвращенное» покушение было инсценировкой, под которую затем подставили Изместьева. Как выяснилось в ходе расследования, пишет тот же «Коммерсантъ», заминированный автомобиль «ВАЗ-2104» простоял напротив резиденции Урала Рахимова две недели, и на его пыльном лобовом стекле было выведено слово «бомба»: очевидно, для того, чтобы на него рано или поздно обратила внимание милиция.
Эксперты не исключают, что манипуляцией с тяжкими обвинениями следствие пытается натравить Изместьева и Рахимова друг на друга, заставив дать показания по другим, экономическим уголовным делам, связанным с контролем над собственностью башкирских нефтяных компаний. Цена вопроса – миллиарды долларов.