0
666
Газета Регионы России Интернет-версия

08.04.2009 00:00:00

С прибылью и без сокращений

Тэги: норникель, бюджет


27 марта совет директоров ГМК «Норильский никель» согласовал и утвердил проект бюджета компании на 2009 год. Если судить по его параметрам – руководству «Норникеля» во главе с Владимиром Стржалковским удалось выработать антикризисную стратегию, которая является наиболее социально ориентированной и экономически эффективной среди всех крупнейших российских металлургических компаний. Примечательно, что данный бюджет вызвал позитивную реакцию не столько у биржевых игроков, сколько у рабочих комбината и членов их семей.

Так, утвержденная на совете стратегия «Норильского никеля» предполагает поддержание стабильных объемов производства металлов в России; реализацию 100% производимой продукции; сохранение рабочих мест и обеспечение социальной стабильности в регионах присутствия; продолжение модернизации действующих мощностей, в том числе с целью улучшения экологической обстановки; улучшение стандартов корпоративного управления.

Казалось бы, такая стратегия больше подходит для «тучных» докризисных времен – нет в ней ни массовых сокращений рабочих, ни урезания зарплаты и рабочей недели, ни закрытия отечественных производств. При этом была повышена прогнозная прибыль компании, которая, по различным оценкам, составит около 1 млрд. долл., хотя до этого большинство аналитиков полагали, что «Норникель» вообще может выйти в чистый убыток по итогам года.

В чем же причина столь оптимистичных прогнозов? Как ни странно, совсем не в улучшении внешней конъюнктуры – прогнозная цена на никель, заложенная в бюджете, составляет всего 10 тыс. долл. (что лишь на 700 долл. дешевле, чем в данный момент). Просто планируется снижать издержки по тем направлениям, где это не сказывается на нормальном функционировании компании. В частности, речь идет о сокращении административных расходов (по всей видимости, топ-менеджмент компании готов пожертвовать своими бонусами), экономии на различных непрофильных и спортивных активах и сокращении расходов на реализацию своей продукции.

«Так, переводятся на самофинансирование проекты, не имеющие прямого отношения к обеспечению условий труда, отдыха, здоровья и пенсионного обеспечения работников «Норильского никеля», например, строительство спортивных объектов», – заявил в интервью РИА Новости Владимир Стржалковский накануне заседания совета директоров компании. И добавил: «Все это позволяет избегать сокращения производства, и, как следствие, на предприятиях компании нет речи о массовых сокращениях, сокращениях рабочей недели или урезаниях заработной платы».

Что касается экономии на реализации – для этого компания сейчас проводит меры по минимизации цепочки посредников от «Норникеля» до конечных потребителей производимого металла. По всей видимости, именно с этой целью тремя неделями ранее «Норникель» открыл собственный сбытовой офис в Шанхае. К слову, в настоящее время Китай является одним из крупнейших потребителей цветных и драгоценных металлов, по объему потребления уступая только Евросоюзу. Во многом именно благодаря экспансии на этот растущий даже в условиях кризиса рынок, компания планирует избежать затоваривания и реализовать всю производимую продукцию.

Есть, конечно, и те, кто пострадает от антикризисной программы «Норникеля». Речь идет об иностранных активах компании. Так, с начала года были законсервированы все австралийские предприятия ГМК. По сути, ставка была сделана на сохранение отечественных производств в ущерб иностранным. Это можно объяснить как экономическими соображениями – производственные издержки на добычу никеля в той же Австралии гораздо выше, чем на Таймыре или Кольском полуострове, так и социально-политическими соображениями. Ведь совсем недавно государство фактически сэкономило «Норникелю» около 250 млн. долл., обнулив экспортные пошлины на никель и медь, на чем настаивал гендиректор компании Владимир Стржалковский. Со своей стороны компания взяла на себя обязательство обеспечить социальную стабильность в своих регионах присутствия. И принятие бюджета на 2009 год закрепило эту задачу официально.

К сожалению, данная стратегия все еще выглядит «белой вороной» на фоне антикризисных планов остальных российских системообразующих корпораций, которые первым делом экономят как раз на своих сотрудниках. И это на фоне получения солидной финансовой поддержки со стороны государства. Крупному российскому бизнесу стоит поучиться тому, что, получая что-либо, нужно давать и что-то взамен. Тем более, как показывает практика, в конечном счете выигрывает тот, кто мыслит на перспективу и даже в нестабильные времена сохраняет базу для последующего развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1201
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1147
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1398
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1144

Другие новости