0
737
Газета Регионы России Интернет-версия

03.11.2009 00:00:00

Stena на пути России к мировому лидерству

Тэги: бизнес, россия, рынок


«Россия должна стать мировым лидером», – не устает повторять президент Дмитрий Медведев. И мы ему верим. А как же иначе? Ведь мощная экономика государства – основа его национальной безопасности, а значит, благополучия каждого из нас. Этот постулат даже записан в принятой в мае этого года «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»: «Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике».

Но кому же из наших западных коллег понравится такое: Россия – сильная держава? Потому в ход идут самые изощренные способы, чтобы не допустить российских конкурентов на мировой рынок, – начиная от утечки мозгов и заканчивая инициацией корпоративных конфликтов в международных судах. На днях в России было приостановлено производство автомобиля Tagaz Vega (C-100) из-за решения, вынесенного сеульским судом по иску GM-Daewoo. Компания утверждала, что российское предприятие якобы пользовалось украденной у нее технологией производства автомобиля Lacetti. Российская сторона не согласна с таким вердиктом и будет добиваться пересмотра дела, настаивая на оригинальности своей разработки, в которую ТагАЗ вложил уже около 250 млн. долл.

Другой судебный процесс может ударить по карману одной из самых крупных российских компаний – РУСАЛ. Пришедшая к власти в Гвинее хунта требует вернуть в госсобственность боксито-глиноземный комплекс Friguia, который РУСАЛ приобрел за 19 млн. долл., в то время как завод стоил якобы 257 млн. долл. Претензии к россиянам совпали с появлением у Гвинеи нового стратегического партнера в лице Китая, который собирается вложить в развитие африканской страны миллиарды долларов.

Только недавно России удалось отбиться от небезызвестной швейцарской фирмы Noga. Она с середины 1990-х годов пыталась взыскать с россиян какие-то мифические долги. Ситуация разрешилась не без вмешательства российских властей.

Еще один пример – иск шведской компании Stena RoRo к ОАО «Балтийский завод». Шведы требуют от Балтзавода неустойки в размере более 20 млн. евро якобы за неисполнение контракта. Заметим, что новый исполнитель их заказа – корейская Samsung Heavy Industries увеличила сроки и сумму контракта в два раза, что вполне соответствует рыночной конъюнктуре. Получается, что Балтзавод за то, что не стал работать себе в убыток и на благо Stena, должен еще и заплатить.

Любопытно, что судебная активность шведской Stena – крупного в Европе судовладельца – пришлась на момент, когда сразу несколько стран оспаривают право на арктический шельф, богатый нефтью и газом. В освоении природных богатств шельфа участвуют «Газпром» и «Роснефть», которым понадобится современный флот ледового класса. А заказ на их строительство может получить в том числе и Балтийский завод, одно из ведущих предприятий в российском судостроении. Маловероятно, конечно, что судебный процесс, в который Stena втягивает Балтзавод, хоть как-то ослабит положение этого судостроительного гиганта, однако тенденция к попыткам устранения сильного конкурента с мировых рынков налицо.

Между тем, как утверждает руководство Балтийского завода, шведы вовремя не подтвердили свои намерения, и, более того, Stena не открыла аккредитив. То есть, по мнению ОАО «Балтийский завод», как таковой заказ на строительство кораблей шведы на российском предприятии не размещали. Фактически речь шла только о намерениях, поэтому на Балтзаводе недоумевают: о каких «неустойках» может идти речь? Неудивительно, что Арбитражный суд Санкт-Петербурга не нашел никаких оснований для удовлетворения иска шведской компании. И та обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС) РФ.

На состоявшейся в сентябре конференции, посвященной вопросам разрешения бизнес-споров с участием российских компаний, представитель ВАС особо отметил, что при рассмотрении таких дел судьи заинтересованы только в том, чтобы методы и средства арбитража не использовались против рынка. Практика работы ВАС подтверждает беспристрастность суда независимо от страновой принадлежности сторон. Поэтому до заседания ВАС предсказывать вердикт судей бессмысленно. Однако очевидно, что это решение способно заметно повлиять на развитие отечественного судостроения и на перспективы освоения континентального шельфа в целом: будут ли реализовывать этот проект российские предприятия либо их вытеснят агрессивные иностранцы, а ледяные просторы нашей родины будут бороздить на корейских судах представители иностранных компаний, а природные ресурсы – уходить за рубеж.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1517
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1721
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1824
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4165

Другие новости