Чистоту воды в Амуре регулярно приходится контролировать из-за химических сбросов со стороны Китая.
Фото РИА Новости
Ровно год назад, 23 сентября 2009 года, президентом РФ и председателем КНР была одобрена «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 годы)». Программа готовится к реализации и поражает своим почти колониальным форматом.
Практически все проекты, которые будут осуществляться на территории России, основаны на добыче сырья и других ресурсов, а перерабатывающее и производящее производство, в том числе получение меди, олова, свинца, титана и т.п., будет создаваться в Китае. Кроме того, на деревообрабатывающих заводах в РФ, оговорено в программе, должно работать не менее 50% китайских рабочих. Также китайцы заинтересованы в модернизации наших аэропортов (до самого Анадыря) и строительстве дорог и мостов через Амур. Соседям это нужно, очевидно, для активного и быстрого проникновения во все уголки нашего безбрежья со своими товарами и вывоза российского сырья, леса, морепродуктов и создания своих точек развития. По сути, речь идет о тихой экспансии.
Китай – наш друг, с которым мы единодушны во многих вопросах экономики и международной политики, готовы поделиться ресурсами, электроэнергией. Но когда возникает вопрос о сохранении суверенитета российских территорий, табачок должен быть врозь. Тем более что до сих пор нет законодательного обеспечения социально-экономических гарантий дальневосточникам для закрепления старожилов и привлечения русскоязычных граждан в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Проект такого закона – «О рациональном природопользовании в бассейнах рек Амур и Аргунь и устойчивом развитии Приамурья и Забайкалья» – был одобрен двумя думскими комитетами на парламентских слушаниях 17 мая 2007 года. Четвертый год пошел с того времени, а о судьбе этого документа известно лишь, что весной минувшего года фракция «Единой России» Хабаровской краевой Думы доработанный проект под усеченным названием «О рациональном природопользовании в бассейне реки Амур» направила в Госдуму. Может, законопроект тормозится из-за программы, предоставляющей режим наибольшего благоприятствования китайцам?
Сохранение Дальнего Востока под суверенитетом России невозможно без принятия пакета законов, направленных на закрепление местного населения и привлечение русскоязычных переселенцев, без законов, подтверждающих приоритет своего населения в освоении территории с обеспечением его всеми необходимыми благами, жильем, работой, достойной зарплатой, с северными коэффициентами и другими надбавками. Нужно возродить свое производство современной техники, в первую очередь снабжать металлоломом свои заводы (Комсомольск-на-Амуре), а не вывозить его в Китай. Рудой Кимкано-Сутарского месторождения должны обеспечиваться в первую очередь свои предприятия. И, конечно, нужно исключить из программы строительство Ерковецкой ГРЭС. Ради поставок ее электроэнергии в Китай будут загублены угольными разрезами и отвалами тысячи гектаров плодородных черноземовидных почв. Чему будет сопутствовать полный букет загрязнений: земель, вод, атмосферы, что внесет заметный вклад в потепление климата планеты.
Уже сегодня экологическое неблагополучие Приамурья – одна из основных проблем в регионе. Бесконтрольные вырубки лесов, безоглядное браконьерство, особенно с китайской стороны, круглогодичное истребление рыбы в Амуре – только отдельные примеры хищнического отношения к легкоранимой природе региона. На краю жизни остаются коренные жители уссурийской тайги удэгейцы. От их многовековых родовых угодий в кедрово-широколиственных лесах мало что осталось после лесозаготовителей.
Нужен ли Китаю сильный процветающий сосед – российский Дальний Восток? Судя по такой программе – нет. Сначала произойдет разграбление его ресурсов, выдавливание местного населения и постепенное заселение китайскими гражданами. До сих пор на китайских картах потенциальная граница Китая на севере проводится по Становому хребту. А вскоре она может пройти по северной окраине евро-азиатского материка.
У федерального Центра, надо признать, до сих пор нет внятной политики на Дальнем Востоке. Нужна долговременная стратегия, с опорой в первую очередь на собственные трудовые и мозговые ресурсы, о которых государство должно позаботиться в суровых условиях этого края.