На первый взгляд это может показаться сенсацией: Россия контролирует почти четверть рынка стрелковых боеприпасов Америки. Казалось бы, США – ведущая военная держава мира, ее вооружения продаются везде и всюду. И уж у себя дома американцы точно не допустят конкурентов. Однако – допустили. В конце 90-х годов американская компания «Спортинг Саплайз Интернэшнл Инк.» (SSI) установила договорные отношения с двумя патронными заводами – Тульским и Ульяновским. В январе и марте 1999 года эта компания зарегистрировала в Патентном ведомстве США два товарных знака WOLF: словесный и комбинированный. Под этой маркой и стали в США продаваться тульские и ульяновские охотничьи и спортивные патроны.
Успешное и взаимовыгодное сотрудничество продолжалось более 10 лет. Благодаря американским партнерам Тульский и Ульяновский патронные заводы ежегодно заключали крупные контракты с большими объемами поставок. Настолько большими, что доля российской продукции на американском рынке составила почти 25%.
Однако в 2009 году многое изменилось. На Тульском и Ульяновском заводах сменились акционеры. Причем оба завода стали контролировать одни и те же люди – в этом можно убедиться, зайдя на официальные сайты предприятий.
Новые хозяева решили обойтись без американских посредников – стали рассылать в США письма о том, что будут сами реализовывать продукцию по более низким ценам. При этом стало известно, что в нарушение международных норм права Тульский патронный завод зарегистрировал в России на свое имя товарные знаки WOLF. И собирался под этой маркой продавать американцам патроны. И это при том, что в каждом ежегодном контракте с SSI обязательно описывались эти товарные знаки и указывалось, что они являются исключительной собственностью американской компании.
Тульский и Ульяновский патронные заводы стали срывать контракты с SSI – прекратили поставки продукции. В свою очередь, компания SSI, чтобы компенсировать серьезные убытки, весной 2010 года частично задержала оплату российским заводам за часть поставленной продукции. Это обстоятельство тут же использовали владельцы Тульского и Ульяновского патронных заводов – мол, смотрите, какие недобросовестные партнеры эти американцы.
Компания SSI стала искать и нашла других партнеров в России, производящих качественные боеприпасы. Например, Амурский и Барнаульский патронные заводы. Однако владельцы Тульского патронного завода решили этому помешать. Способ выбрали простой – попытались ввести в заблуждение Департамент обычных вооружений Минпромторга РФ, отправив туда письма с недостоверной информацией о SSI.
Понятно, что вся эта не очень красивая история не украсит имидж российских производителей. И тем более не придаст России инвестиционной привлекательности. Более того, вполне возможен уход американских фирм на рынки других государств.
А Тульский и Ульяновский патронные заводы уже потеряли солидную выручку. Во-первых, они не продают свои патроны через SSI, во-вторых, сами не могут в США организовать собственную эффективную дистрибьюторскую сеть, в-третьих, им не позволят в Америке использовать от своего имени незаконно зарегистрированный торговый знак WOLF.
А дальше будут суды. Компания SSI начала судебные разбирательства против Тульского патронного завода в США и в Палате по патентным спорам в России относительно незаконного использования товарного знака и недобросовестной конкуренции в США.