0
2573
Газета Регионы России Интернет-версия

29.12.2010 00:00:00

Дела, запятнанные нефтью

Тэги: суд, изместьев


На следующий день после начала оглашения приговора Михаилу Ходорковскому наступил финал в еще одном громком деле минувшей пятилетки – вчера суд приговорил экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева к пожизненному заключению. За двумя этими громкими процессами, которые правозащитники окрестили «проверкой независимости и гуманности российского суда», внимательно следили и в России, и за рубежом. Общего у них было немало – оба дела связаны с российской нефтью и властью, которая нередко поддерживается близостью к этому ценному углеводородному сырью. И оба процесса завершились с одинаковым итогом – независимость российской судебной системы под большим вопросом.

Разбирательство в Мосгорсуде по делу Игоря Изместьева интересовало общество, несмотря на установленный на него режим секретности. Изместьев был хорошо знаком с семьей экс-президента Муртазы Рахимова – с его сыном Уралом он некогда даже вел совместный бизнес. Но несколько лет спустя бывшего сенатора и еще 12 человек уже обвиняли в бандитизме, терроризме, убийствах и покушении на убийство самого Урала Рахимова. Причем обвинение запросило для Изместьева самый серьезный срок – пожизненное заключение, тогда как исполнителям убийств предполагались гораздо более мягкие приговоры.

Суд, на котором слушалось дело Изместьева, в отличие от процесса над Ходорковским обвинению удалось сделать закрытым и максимально оградить его от изучения заинтересованных лиц. Формально это было сделано из-за якобы имеющихся в уголовном деле нескольких записок от оперативников, связанных с расшифровкой прослушки телефонных разговоров подсудимых. Изместьев заявляет, что невиновен, а дело против себя считает сфабрикованным. Действительно, фактически все обвинение построено на показаниях одного из бандитов – Сергея Финагина. Руководитель кингисеппских, бывший подводник Александр Пуманэ, в 2004 году был задержан милицией и забит до смерти в ходе допроса. Так единственная ниточка, которая могла привести следствие к реальным заказчикам преступлений, была странным образом оборвана самими сотрудниками правоохранительных органов.

Закрытость процесса и гибель лидера бандитов в милиции – далеко не все странности этого суда. Накануне оглашения приговора Михаилу Ходорковскому разразился громкий скандал – как сообщала «Газета.ru», на судью Хамовнического суда Виктора Данилкина начали давить сотрудники силовых ведомств. Они рассчитывали увидеть подпись судьи под приговором, предусматривающим более жесткое наказание, чем запросило обвинение. Несколько «человек в штатском», которые приезжали домой к Данилкину, отвозили его для беседы в Мосгорсуд – именно туда, где слушалось дело Изместьева.

Подобный эпизод был и в деле экс-сенатора. Как сообщала The New York Times, членов коллегии присяжных, которая с августа 2009 года по май 2010 года рассматривала в Мосгорсуде дело Изместьева, посещали люди в штатском, представлявшиеся сотрудниками следственных органов. Они убеждали заседателей, что Изместьеву нужно вынести обвинительный вердикт. К тому времени, если верить оказавшимся под давлением присяжным, коллегия уже была настроена оправдать экс-сенатора. Как говорила одна из заседателей Лидия Васильева, «все, что пытались на него навесить, – просто абсурдно». Однако, как уже сообщала «НГ», весной 2010-го присяжных заменили тройкой профессиональных судей.

Не сложилось у обвинения и с потерпевшими. Как считает следствие, Изместьев заказал подсудимым, членам кингисеппской группировки, убийство супруги Юрия Бушева нотариуса Галины Перепелкиной (ее застрелили в июле 2001 года), а также и убийство его самого. Но в суде Юрий Бушев не раз заявлял о невиновности Изместьева, считая, что в инкриминируемых тому преступлениях якобы были заинтересованы экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов и его сын Урал.

Политическую мотивированность процесса Изместьева может объяснить наличие высокопоставленных «неустановленных лиц», которые постоянно фигурируют в деле. Несмотря на неоднократные попытки защиты экс-сенатора привлечь правоохранителей к поиску неизвестных, следствие не проявило к ним никакого интереса, и таинственные покровители кингисеппских остались в тени. При этом, как сообщал Forbes, в ходе процесса несколько ключевых свидетелей и один из потерпевших говорили, что именно Урал Рахимов, а не Изместьев был конечным заказчиком преступлений. Но суду подобные заявления показались неинтересными. Несколько раз Рахимова вызывали на допросы по делу Изместьева, однако ничего конкретного по делу он не сказал.

Нужно сказать, что камень преткновения, на котором строится дело Изместьева, – башкирская «нефтянка» – за время расследования уже ушла из-под контроля семьи экс-президента в другие руки. Весной 2010 года Урал Рахимов закрыл сделку с АФК «Система», отдав контроль над башкирским ТЭКом за 2,5 млрд. долл., и сейчас живет за границей, большую часть времени проводя в Австрии. Приговорив вчера Игоря Изместьева к пожизненному заключению, суд, похоже, постарался сделать максимум, чтобы реальные заказчики многочисленных совершенных в Башкирии преступлений смогли чувствовать себя в безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
1064
Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
853
Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
727
В России планируют сократить теневую занятость

В России планируют сократить теневую занятость

Михаил Сергеев

Доля неформальных заработков в стране устойчиво превышает 20%

0
902

Другие новости