0
1137
Газета Регионы России Интернет-версия

08.12.2011 00:00:00

Льготы вне закона

Тэги: транспорт, ржд, льготы, закон


По закону государство компенсирует железнодорожникам расходы на перевозку граждан, пользующихся бесплатным проездом в электричках. Если раньше это были соглашения между ОАО «РЖД» и Минздравсоцразвития России, то с нового года контрагентами по договорам становятся пригородные пассажирские компании. Финансовый год заканчивается, а новый порядок компенсации до сих пор не утвержден. Такие проволочки грозят дестабилизацией работы пригородного пассажирского комплекса.

Нормативная база отстает от жизни. Речь идет о приведении законодательства о железнодорожных перевозках федеральных льготников в соответствие с реформой пригородного комплекса. Право на бесплатный проезд в электричках имеют примерно 10% граждан от общего количества перевозимых пассажиров. Более 80 млн. человек в год железнодорожники возят бесплатно в расчете на то, что государство компенсирует им эти затраты. Деньги должны возвращаться им из системы государственного социального обеспечения. Закон такой есть, но вот новый порядок компенсаций до сих пор не согласован. Необходимость поправок возникла в связи с изменившейся моделью организации пригородных перевозок. Адресными получателями компенсаций теперь являются не ОАО «РЖД», а недавно образованные пригородные пассажирские компании (ППК), которые должны обеспечивать бесперебойное курсирование электричек, покрывающее потребности населения в перевозках на локальных территориях. Эти компании имеют самостоятельную экономику, то есть свои бюджеты, доходы, расходы, норму рентабельности и т.д. Главным условием эффективной работы ППК является достижение безубыточности перевозочного бизнеса. Следует отметить, что компенсации за проезд федеральных льготников являются для них значимым источником дохода. При том что деньги на эти цели в федеральном бюджете из года в год закладываются, государство не готово компенсировать расходы в полном объеме. Поэтому пригородные компании за перевозку льготников получат суммы, значительно меньшие, чем фактически понесенные ими расходы.

Для урегулирования ситуации требуется не так много – включенным в процесс ведомствам (Минфину, Минздравсоцразвития, Минтрансу, ОАО «РЖД») надо согласовать проект соответствующего постановления правительства, а правительству – принять его. Речь идет о внесении изменений в постановление правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Выделением средств на железнодорожные перевозки из государственной системы социального обеспечения занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Еще летом на совещании у вице-премьера Александра Жукова этому ведомству поручили подготовить проект обновленного порядка компенсаций к 1 сентября. Чиновники Минздравсоцразвития представили документ в середине октября, их вариант не устроил ОАО «РЖД», которое высказало свои предложения по корректировке проекта. В ноябре прошла серия совещаний в Минтрансе России и Минздравсоцразвития России, но к консенсусу стороны так и не пришли. Близится конец года, а согласованного проекта все нет – не урегулирован ряд принципиальных моментов.

Согласно проекту постановления, начиная с 2012 года контрагентами на перевозку льготников становятся ППК. Это значит, что передача пригородным компаниям полномочий по заключению договоров должна быть закреплена законодательно. Договор заключается ежегодно, исходя из запланированной в бюджете суммы. В проекте предполагалось зафиксировать обязанность государства по возмещению выпадающих доходов ППК на основании расчета затрат, предоставляемых ими в Минздравсоцразвития России по итогам года. На основании этих данных к договору между ведомством и перевозчиком должно заключаться дополнительное соглашение. Минздравсоцразвития России предлагает другой подход для расчета размера компенсации – исходя из базовой ставки, предусмотренной Законом «О государственной социальной помощи». С 1 апреля 2011 года совокупный набор льгот составляет 750 руб. в месяц, из которых 83 руб. приходится на транспортную составляющую. Таким образом, общий объем транспортных льгот за 2011 год оценивается в 3,87 млрд. руб., то есть на два с лишним миллиарда меньше, чем выставляют железнодорожники.

Недостаток финансирования приведет к росту кредиторской задолженности пригородных пассажирских компаний перед ОАО «РЖД». Никто не спорит с тем, что льгота на бесплатный проезд в электричках должна быть сохранена, но она не может оплачиваться из кармана РЖД. Работа железнодорожного транспорта должна быть экономически оправданна, то есть должна как минимум окупать все затраты плюс приносить хотя бы минимальную прибыль – для того чтобы те же ППК могли инвестировать средства в улучшение качества электричек, развитие сервисов, более удобных расписаний и т.д. Нареканий на пригородные перевозки сейчас много – это самый проблемный сегмент железнодорожного транспорта. Но то, что пригородные электрички пока не выглядят как «Сапсан», не вина железнодорожников. Реформа там проведена, но чтобы общество получило требуемые услуги по перевозке пассажиров, государство должно выполнять свои финансовые обязательства и в части субсидий, покрывающих разницу между экономически обоснованным и социальным тарифом, и в части компенсаций за бесплатную перевозку льготников. Так что в скорейшем внесении изменений в законодательство заинтересованы все, и прежде всего пассажиры.

Порядок компенсаций должен быть утвержден в пределах этого финансового года. В ОАО «РЖД» считают, что если вопрос отложится на неопределенное время, то это поставит под угрозу осуществление перевозок пригородным железнодорожным транспортом федеральных льготников в 2012 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
783
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2348
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1405
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1745

Другие новости