0
20760
Газета Регионы России Интернет-версия

22.05.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Ваххабитский интернационал: сегодня Сирия, завтра Россия

Раис Сулейманов

Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.

Тэги: татарстан, исламисты, терроризм


татарстан, исламисты, терроризм Фото Reuters

Появление татар в рядах религиозных террористов по всему миру стало одной из примет развития международного исламского фундаментализма последних пяти лет, что особенно характерно для непрекращающегося военного конфликта в Сирии, длящегося с 2011 года. История участия татарских ваххабитов в горячих точках мусульманского мира началась в 1996–1998 годы, когда «независимая Ичкерия» стала полевой школой для многих исламистов из Поволжья. Теперь Сирия для экстремистов из Татарстана – военно-учебный лагерь, завершив учебу и практику в котором исламисты вернутся в Россию.
После Чечни новой горячей точкой для татарских джихадистов был Афганистан, куда отправлялись первые добровольцы с территории Волго-Камья. Оказавшись под влиянием идеологии «Такфир ва аль-Хиджра» («Обвинение в неверии и переселение»), одного из направлений в ваххабизме, суть которого сводилась к необходимости переселения правоверных в те страны, где существует шариат, в 1999 году из Набережных Челнов выехали 17 человек во главе с амиром (лидером) Иреком Хамидуллиным. Они примкнули к талибам, где сформировали «Булгарский джамаат», названный в память о первом средневековом мусульманском государстве, в котором жили по шариату – Волжской Булгарии. Впоследствии, когда ряды джамаата стали пополнять выходцы из Центральной Азии, преимущественно уйгуры, бандформирование стало именоваться «Уйгурско-Булгарский джамаат». Впрочем, в его ряды принимали всех – независимо от национальности – выходцев из бывшего СССР. К примеру, во второй половине 2000-х годов его амиром был Иса Дагестани, уроженец Махачкалы. Часть добровольцев во время вторжения США в Афганистан после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были схвачены американцами и попали в знаменитую тюрьму Гуантанамо на Кубе. Оставшиеся на свободе члены «Булгарского джамаата» перешли вместе с другими группировками талибов границу с Пакистаном, где они до сих пор дислоцируются в районе деревни Дегон (Вазиристан). Ирека Хамидуллина задержали пакистанские спецслужбы, а впоследствии депортировали в Россию в 2004 году. Однако дома ему не нашлось что инкриминировать, и вскоре он, получив загранпаспорт и визу, уехал в Судан.
Никаких мер не было принято и в отношении его единомышленника и земляка, бывшего имама набережночелнинской мечети Тауба Айрата Вахитова (известного под псевдонимом Салман Булгарский), также побывавшего узником Гуантанамо. Вернулся Салман Булгарский в Россию на волне широких антиамериканских настроений: вторжения США в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году вызывали резкое возмущение россиян. Вскоре, правда, исламист принялся выступать с проповедями в Интернете, на него посыпались прокурорские предостережения, и в 2005 году Вахитов отправился обратно в Афганистан. А спустя шесть лет он обнаружился уже в Сирии, куда прибыл весь ваххабитский интернационал на джихад. Российские ваххабиты сформировали там «Катаиб Мухаджирун» («Фаланга мухаджиров»), чуть позже объединившись с рядом других подобных подразделений в «Джейш Мухаджирин ва Ансар» («Армия мухаджиров и приверженцев») под командованием чеченского полевого командира Абу Умара Шишани.
По оценкам директора ФСБ Александра Бортникова, сегодня около 200 россиян воюют против законного правительства Сирии. Завербованные в соцсетях и на интернет-форумах добровольцы из числа российских ваххабитов спокойно приезжают в качестве туристов в Турцию, откуда переправляются в Сирию. Поскольку Анкара в конфликте явно не на стороне официального Дамаска, для всех желающих свергнуть Башара Асада турецко-сирийская граница открыта. Парадокс, но упорство правительственных войск и явные неудачи Сирийской свободной армии на пользу безопасности России. Ведь если все эти добровольцы из Поволжья и Северного Кавказа полягут где-нибудь под Дамаском, это будет гарантией, что ваххабиты, получившие боевой опыт, не вернутся обратно на родину.
Теракт в Бостоне 15 апреля 2013 года, организованный чеченцами Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, только показал, что исламисты разных стран и разного происхождения окончательно интегрировались в глобальный джихад, который давно вышел за пределы Ближнего Востока. И эта тенденция будет расти по мере роста последователей ваххабизма и других радикальных течений зарубежного ислама в России, особенно в ее мусульманских регионах. После терактов в Казани летом 2012 года стало очевидным, что исламистский фронт протянулся с Северного Кавказа на Поволжье, а последняя спецоперация силовиков против фундаменталистов в Ханты-Мансийском автономном округе в начале мая 2013 года говорит о расширении географии ваххабизма уже и на Сибирь.
Тем более печально, что нередко террористами в Поволжье становятся те татары, что получили боевую подготовку в зарубежных странах. После Салмана Булгарского и другие члены «Булгарского джамаата» возвращались на родину. Зуфар Минегулов, учившийся в Нурлатском медресе на юге Татарстана в 2004–2005 годах, побывал на «джихаде» в афгано-пакистанской зоне. А в 2006–2008 годах вернулся домой в Нурлат, где в декабре 2009 года совершил нападение на сотрудников правоохранительных органов, закончившееся гибелью первого татарстанского милиционера, убитого ваххабитами. Исключением не стал и другой террорист – первый амир боевиков Татарстана Раис Мингалеев, организатор теракта 2012 года в отношении муфтия республики и его заместителя: он также за боевой подготовкой выезжал в Афганистан и Пакистан в 2005 году.
Сейчас часть боевиков уехали из Татарстана в Сирию, поэтому даже летняя Универсиада в Казани пройдет спокойнее. Но ваххабиты могут возвратиться на родину позже, и это приведет к усилению террористической угрозы в России. Тем более что экстремисты не скрывают своих планов. Стены домов в тех сирийских городах, которые занимали исламисты после их освобождения правительственной армией, были исписаны по-арабски и по-русски: «Сегодня Сирия, завтра Россия!» К подобным граффити стоит относиться не как к баловству и браваде, а со всей серьезностью. Где гарантия того, что отвоевавшие в Сирии татарские моджахеды не продолжат создание халифата с большей силой на Волге?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1681
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3632
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2687
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2192

Другие новости