Школы старались успеть отремонтировать за летние каникулы, чтобы не мешать учебному процессу. Фото ИТАР-ТАСС
Хотя учебный год в этот раз начинается 2 сентября, все столичные школы должны быть полностью готовы к приему учеников уже 25 августа. И пока учащиеся прохлаждались на каникулах, в их классах ударно трудились – но не педагоги, а строители. Хотя из-за ремонтных работ и директорам многих школ также не удалось уйти в полноценный отпуск.«В холлах мы весь линолеум заменили на ламинатную плитку, в этом здании мы с 1999 года, у нас здесь 900 детей, и линолеум страшно изнашивается. А плитка прослужит 5–6 лет, а то и все 10. – Директор Центра образования № 627 Людмила Павлюченко показывает нам только что отремонтированные коридоры учреждения. – Три кабинета для первоклашек мы отделали первыми – также заменили полы, перекрасили стены, в общем, сделали косметический ремонт. Во многих классах поменяли старые лампы на энергосберегающие светильники, в прошлом году мы уже сэкономили около 700 тысяч на электроэнергии».
Зато на ремонте в этом году учреждению сильно экономить не пришлось. В рамках программы благоустройства столичных школ центр получил 12 млн. руб. из бюджета. Кажется, сумма немалая, однако ее пришлось распределять сразу между несколькими объектами.
«В наш центр после недавнего объединения входят две школы и три детских садика, – поясняет Людмила Павлюченко. – Так что около 3 миллионов мы направили на текущий ремонт детсада – это здание 1814-го года, последний капремонт там не проводился с 1975 года. Еще 4 миллиона пошло на отделку здания нашей второй школы. Мы очень рады, ведь до недавнего времени мы испытывали дефицит средств на ремонт. Последние два года деньги выделяются, это дает свободу, но в то же время накладывает огромную ответственность, приходится считать каждую копеечку. Мы научились разбираться в строительных терминах, напрямую договариваться и контролировать подрядчиков, делать техэкспертизу. Этим летом мне приходилось бывать здесь почти каждый день».
Это учреждение не единственное, кому выпали радости обновления. За лето капремонт провели на 90 объектах, текущий в 1100. В более 500 школах провели работы по благоустройству территорий – на эти нужды из бюджета Москвы выделили 2,87 млрд. руб. «Лишь в нашем округе на различные ремонтные работы в 201 учреждении предоставили 700 миллионов, – рассказала глава управления образования ЦАО Наталья Максимова. – За счет тендеров, конкурсных процедур нам удалось сэкономить 100 миллионов от этой суммы. И в итоге улучшить условия пребывания для 64 тысяч учащихся».
Сейчас в школах проходит финальная приемка работ – все должно быть готово до 25 августа.
«Каждый объект перед сдачей проходит не менее пяти проверок, – отмечает начальник дирекции Департамента образования Москвы Сергей Михайлов. – В том числе со стороны органов финансового контроля, районных властей, Роспотребнадзора, пожарной службы. Сроки и качество работ обязательно контролирует и родительская общественность».
Родители принимали самое деятельное участие в ремонтной кампании. Сами молотками не стучали, но, например, в какой цвет покрасить стены в классе своего чада, выбрать могли.
«Мы очень многие решения согласовывали с родителями, для нас их помощь особенно важна, учитывая, что мы работаем с особенными детьми» – говорит Людмила Рыжих, директор школы № 30. В 4-этажном здании постройки 1935 года учится всего 129 детей, по 5 учеников в каждом классе. И это не роскошь и не какая-нибудь модная программа обучения. Просто этим детям действительно нужен особый подход. 30-я – коррекционная школа для детей с умеренной степенью умственной отсталости».
«У 99% из них инвалидность и очень сложная структура дефектов, – поясняет Людмила Рыжих. – Многие из них, например, никогда не смогут научиться читать, к 11-му классу освоят счет только до 10. Условия для таких ребят должны быть созданы соответствующие».
Здесь уже есть очень многое – от танцевальной студии до компьютерного класса и библиотеки. Даже не умея читать, особенные дети хорошо воспринимают книги на слух, побеждают в хореографических конкурсах, создают мультики и фильмы на компьютерах. Но главное, пребывание здесь учеников должно быть комфортным. Вплоть до того, что даже цвет только что отремонтированных коридоров выбирался особо – чтобы не расстраивать, не вызывать агрессию.
На выделенные в этом году средства здесь также отремонтировали спортзал со специальными тренажерами, раздевалки и душевые – многим детям требуются гигиенические процедуры в течение учебного дня. Еще не просохли отлакированные полы в кабинете обслуживающего труда. Здесь детей с 5-го класса обучают навыкам простейших профессий – уборщика, садовника.
«У нас очень много цветов в оформлении, и почти всю рассаду выращивают сами ребята, – рассказывает Рыжих. – Эти дети могут впоследствии работать, но не больше 2–3 часов в день и под надзором взрослых».
За это лето в школе также отремонтировали три класса, помещения для группы кратковременного пребывания дошколят, кабинеты дефектолога, логопеда и медперсонала. При учреждении постоянно работают психиатр и медсестра, раз в неделю детей принимает педиатр.
«До этого мы никак не могли оборудовать медкабинет согласно требованиям – средств не хватало, – говорит директор. – Нам часто помогали спонсоры, но в этом году мы почему-то не получили меценатской помощи. Зато нам выделили 3,5 млн. из бюджета. И в итоге мы очень довольны ремонтом, последний раз подобные работы проводились у нас 10 лет назад. А для наших учеников любая деталь обстановки, любое повышение комфорта очень важны».
Не так давно дети с такими заболеваниями считались необучаемыми. Но сейчас их не оставляют в изоляции, вовлекают в образовательные процессы. И окружающая обстановка играет в этом не последнюю роль. Впрочем, хочется верить, что обновленный антураж в этом году послужит успехам в учебе и обычным столичным школьникам.