Участники митинга в поддержку Украины Айдар Халим (слева с микрофоном) и Фаузия Байрамова (в центре в хиджабе) номинированы на премию Республики Татарстан. Фото с сайта www.ruskline.ru
В Казани 26 апреля будет торжественно объявлен лауреат государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая. Пикантности ситуации придает то, что в этом году комиссия при президенте Татарстана утвердила среди номинантов на престижнейшую республиканскую премию двух деятелей, известных как видные представители националистического движения и как фигуранты уголовных дел по ст. 282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти либо вражды).
В отношении одного из номинантов – Айдара Халима – следствие было начато в сентябре 2015 года и завершилось буквально на днях. Поводом стало заявление писателя о том, что русские своими делами «заслужили право на биологическую смерть», на митинге татарских националистов, проходившем 11 октября 2014 года в центре Казани. Ранее аналогичные взгляды он высказал в нашумевшей книге «Убить империю» (1997), тираж которой, по его словам, сразу же после выхода из типографии был арестован Генпрокуратурой по подозрению в разжигании межнациональной розни.
Что касается Фаузии Байрамовой, выдвинутой на премию Союзом писателей Татарстана, то в ее «послужном списке» значатся уже два приговора, вынесенных по данной статье УК РФ – в 2010 и 2014 годах. Оба раза, правда, ввиду ее преклонного возраста суд ограничился условным приговором.
Байрамову называют «бабушкой татарского национализма». В 1990 году она создала Татарскую партию национальной независимости «Иттифак», требовавшую выхода республики из состава России и создания в ней этнического татарского государства. Позже возглавляла Милли меджлис татарского народа, в 2008 году выступивший с декларацией о суверенитете Татарстана, после чего против Байрамовой было возбуждено первое уголовное дело.
В феврале 2014 года она выступила в поддержку крымско-татарских боевиков, пытавшихся взять штурмом здание Верховного Совета Республики Крым, депутаты которого в это время решали вопрос о присоединении к России. Она заявила, что солидарна с этими действиями и поддерживает крымских татар и украинцев в их борьбе. Затем она провела в Казани пикет с плакатом, призыв которого был обращен к мусульманам на полуострове: «В России вас ждут тюрьмы, пытки, репрессии! Бойкотируйте референдум!» Далее татарские националисты поддержали Украину в войне в Донбассе. «Идет война между Украиной и Россией, – объяснял Халим на собрании, прошедшем 30 июля 2014 года, на праздник Ураза-байрам (текст и видео выступления опубликованы на сайте татарской редакции Радио «Свобода»). – Конечно, украинцы победят, потому что такова логика истории. Россия пила кровь многих народов… Если ее дни не кончаются, то дни, когда ее отодвинут, приближаются».
Среди прочего татарские националисты много лет озабочены проблемой межнациональных браков. «Чего нам не хватает? Мы сами сделали себе соседом нехаляльных (чуждых исламу. – «НГ») людей, пустив их через чувашей, мари, удмуртов, – объяснял Айдар Халим на вышеупомянутом собрании, посвященном исламскому празднику. – Мы сделали недозволенное по халялю… Пять веков клали русскую на постель… Татарская нация не остановится смешиваться с русской, если мы не ляжем на порог против сегодняшних смешанных браков, говоря: «Нет, ребенок мой, согласия не даю». В тексте его книги «Убить империю», не раз опубликованной в Интернете, есть и такие пассажи: «Татарско-русский смешанный брак достоин осуждения как рассадник безнравственности… Благодаря этому поистине позорному, как татаро-русские браки, явлению, распространенному в Татарстане, происходит чудовищная люмпенизация татарской нации. Дело в том, что в природе существует закон естественного отбора, спаривания особей – высшего с высшим, низшего с низшим из родов... Закон естества нарушается». В свою очередь, Байрамова в нашумевшей в свое время статье «Настоящий татарин испытывается на площади», опубликованной 12 октября 1991 года в газете «Шахри Казан», заявляла: «Разве татарин, имеющий гордость, смешает свою родословную со своими врагами?»
Можно возразить, что, мол, творчество писателей и их политическая позиция – вещи разные. Но вот как Байрамова излагала 20 июля 2012 года газете «Звезда Поволжья» идею своей книги «Кырык курт», за которую она номинирована ныне на Премию Тукая: «Когда же Магнитогорск, возведенный на татарских костях… начнет возвращать долги татарскому народу?.. Ответит ли Россия за перенесенные татарами муки, их бесправное существование в этой стране, начиная с 1552 и кончая 1937 годом?» С аналогичными заявлениями выступал в совсем недавние годы и Халим.
Вплоть до этого года ни одному из этих деятелей не удавалось стать номинантом на госпремию Татарстана, названную в честь поэта, призывавшего к дружбе русских и татар. Что изменилось сейчас в позиции местного истеблишмента, можно только гадать.