Волгоградские муниципальные власти ищут способы справиться с бюджетным дефицитом. Пополнить городскую казну, в частности, рассчитывают с помощью сервитута – сбора платы с крупных компаний за пользование муниципальными земельными участками. Практика сервитута уже получила распространение в крупных российских городах, но, считают местные эксперты, в Волгограде она столкнется с жестким противодействием влиятельных групп, лоббирующих интересы монополистов.
На сегодняшний день дефицит городского бюджета Волгограда достиг 8 млрд 300 млн руб. По словам городских депутатов и чиновников, ожидать снижения уровня дефицита в обозримой перспективе не приходится. «Очевидно, что с такой дырой в бюджете говорить об успешной реализации проектов развития в областном центре не приходится, – прокомментировал ситуацию политолог Андрей Миронов. – Финансовая помощь из Москвы, оказываемая Волгограду в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, вряд ли будет поступать в прежних масштабах после завершения мундиаля. Городу-миллионнику придется рассчитывать в основном на свои силы. Поэтому уже сегодня волгоградским властям следует искать надежные механизмы пополнения городского бюджета».
По информации «НГ», туманные финансовые перспективы после завершения международного футбольного праздника и заставили местные власти заняться изучением института сервитута, который до сих пор не работал в областном центре.
«Отношения сервитута обеспечивают регулярные поступления в бюджет за счет платы от высокодоходных организаций, как правило, естественных монополистов, которые пользуются муниципальной или государственной земельной собственностью, – прокомментировал ситуацию политический эксперт Сергей Кротов. – В таких городах, как Екатеринбург, Красноярск, Омск, Пермь и др. поступления платы в местные бюджеты по соглашениям об установлении сервитута достигают семизначных цифр. В Волгограде же этот ресурс наполнения городской казны абсолютно не работает, что можно объяснить либо непрофессионализмом муниципальных менеджеров, либо их личными дружескими отношениями с монополистами. Нельзя также исключать и коррупционную составляющую в этой сфере».
По словам Сергея Кротова, сервитутные платежи в бюджет Волгограда составили в 2016 году всего 4 тыс. 800 руб., а в 2017-м выросли аж до 38 тыс. 400 руб.: «В то время, как в Красноярске этот показатель по прошлому году достиг 1 млн 230 тыс. руб., в Омске – 4 млн 443 тыс. руб., в Перми – 4 млн 826 тыс. руб., в Екатеринбурге – почти 7 млн руб. Причем власти этих городов активно развивают отношения сервитута и, как прогнозируют некоторые эксперты, речь в перспективе может идти о десятках, если не сотнях миллионов рублей».
Собеседники «НГ» в городском депутатском корпусе соглашаются, что доходы от сервитута могут стать важной статьей бюджетных доходов: «Во-первых, Волгоград – самый протяженный город в России, он растянут почти на 100 км и опутан газовыми, тепловыми, электрическими, цифровыми и коммунальными сетями. Во-вторых, в Волгограде работает около десятка крупных компаний-монополистов, которые владеют или контролируют эти сети и получают от своей деятельности огромные доходы. При этом все сети находятся на муниципальной или государственной земле. Конечно, это могло бы приносить пользу и бюджету, и горожанам, если бы с монополистами были заключены соглашения об отношениях сервитута».
Как сообщают источники «НГ», «протяженность инженерных коммуникаций в Волгограде, не относящихся к ведению муниципальных организаций, позволяет говорить о самых радужных перспективах в части сервитутных сборов»: «Протяженность сетей теплоснабжения составляет 996 км, водоснабжения – 2 тыс. 207 км, водоотведения и канализации – 1 тыс. 156 км, линий электропередач – 5 тыс. 674 км, линий наружного освещения – 1 тыс. 309 км, телекоммуникаций – почти 6 тыс. км. И со всего этого бюджет Волгограда получает лишь 38 тыс. руб. в год…».
Почему до сих пор соглашения об отношениях сервитута с крупными компаниями не заключены, хотя дефицит бюджета Волгограда уверенно растет, а денег на развитие города хронически не хватает, источники «НГ» объяснить затрудняются. «Дарить деньги монополистам можно по разным причинам, – считает политолог Виталий Арьков. – Например, по глупости, или по личному интересу. В последнем случае, очевидно, свое слово должны сказать прокуратура и другие правоохранительные органы. Вполне возможно, городские власти просто ждут отмашки сверху, ведь взаимоотношения с крупными экономическими структурами – это традиционно прерогатива региональной власти».
Как быстро волгоградские власти смогут мобилизовать финансовые возможности сервитута в интересах городского бюджета, пока сказать трудно. Некоторые источники «НГ» сообщают, что в мэрии областного центра якобы уже занялись подготовкой проектов соглашений об отношениях сервитута: «Однако можно не сомневаться, что помешать этому попытаются влиятельные лоббисты крупных компаний. Здесь конфликта интересов не избежать и поэтому крайне важно, на чьей стороне в итоге окажутся региональные власти и правоохранители».
Волгоград
комментарии(0)