Власти Калмыкии пока с настороженностью относятся к инициативе Китая и Казахстана построить на территории России судоходный канал «Евразия», который должен соединить Каспийское море с Азовским и Черным. Предполагается, что канал пройдет по территории Калмыкии, а также Ростовской области. Хотя сторонники канала «Евразия» обещают южным российским регионам серьезные экономические выгоды от его работы, в Элисте опасаются негативного воздействия новой судоходной артерии на окружающую среду.
Как сообщала «НГ», 22-24 июля в столице Калмыкии впервые побывал с официальным визитом посол Китая в РФ Ли Хуэй. Заявленной целью приезда китайской делегации было знакомство с экономическим потенциалом Степной республики и обсуждение возможных инвестиционных проектов. Источники «НГ» в Элисте также сообщили, что в ходе общения с руководителями Калмыкии китайские дипломаты несколько раз поднимали вопрос о канале «Евразия», убеждая республиканские власти поддержать идею его строительства. В частности, китайские дипломаты предлагали увязать проект канала с модернизацией калмыцкого порта Лагань, который в ближайшее время получит статус зернового порта и станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры, специализирующейся на обслуживании зерновых регионов юга России (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).
«Хотя среди некоторых калмыцких политиков и бизнесменов китайская инициатива и нашла позитивный отклик, тем не менее, республиканское руководство идею увязывания проекта «Евразия» и модернизации порта Лагань не поддержала», – сообщают источники «НГ». По их словам, «в дальнейшем, конечно, ничего исключать нельзя, однако пока местные власти не хотят сливать эти два проекта в один коктейль с непредсказуемым экономическим и политическим вкусом».
Спустя несколько дней после визита в Элисту китайской делегации во главе с послом Ли Хуэем, глава Калмыкии Алексей Орлов публично выразил свое отношение и к проекту канала «Евразия». «Я вижу здесь очень серьезные вызовы, – сказал Орлов на пресс-конференции, отвечая на вопрос «НГ». – Прежде всего, речь идет об экологии. Канал должен будет пройти по Кумо-Манычской впадине, по бассейну Маныча. Но Маныч, как и Чограй, это сокровищница нашей республики с богатой и особой флорой и фауной. Это, наконец, путь миграции сайгака. Есть вопросы и по технической стороне проекта, который, в частности, предполагает сооружение по маршруту канала 6 шлюзов-гидроузлов, так как перепад между Каспийским и Азовским морем составляет 30 метров. И это по замерам еще 50-х годов прошлого века, а с тех пор рельеф местности сильно изменился, и реальный перепад высоты может быть еще больше».
По словам Алексея Орлова, его личная позиция сегодня такова: «При всей экономической привлекательности канала «Евразия», я бы очень не хотел, чтобы этот канал разрушил нашу степь. Мы один из немногих уголков на юге России, который сохранил свою уникальность. У нас сложился определенный климатический, природный анклав и мне бы не хотелось его разрушать».
«Фактически глава Калмыкии дал понять, что не поддерживает сегодня идею сооружения канала «Евразия», – прокомментировал ситуацию политический эксперт Сергей Кротов. – Это очень серьезное заявление и наверняка оно согласовано с Москвой. Можно предположить, что неготовность калмыцкой стороны поддержать сейчас идею канала связана с некоторыми шероховатостями в российско-казахстанских отношениях, которые возникли в последние месяцы. Ведь китайские представители постоянно подчеркивают, что в канале «Евразия» заинтересованы, прежде всего, казахские партнеры. Таким образом, заявления Алексея Орлова – это больше сигнал казахской стороне, чем китайской. Вероятно, Москва хочет быть уверена в последовательном союзническом курсе Астаны, прежде чем пускаться вместе с нею и Пекином в большое плавание по евразийскому каналу».
По мнению Серея Кротова, «не исключено, что при определенных обстоятельствах позиция Элисты в отношении канала «Евразия» изменится, но это может произойти лишь при смене позиции Москвы, на которую жестко ориентируется калмыцкое руководство».
Элиста
комментарии(0)