Подмосковные врачи смогут дополнительно принимать 60 тысяч пациентов ежедневно. Фото РИАМО/пресс-служба правительства Московской области
До 30 ноября жители Московской области могут высказать на портале «Добродел» свои замечания к работе региональной системы здравоохранения. Они будут учтены при разработке планов повышения эффективности работы поликлиник, стационаров, скорой помощи, лекарственного обеспечения, которые разрабатываются новым руководством подмосковного Минздрава. Задача состоит в том, чтобы каждый гражданин, проживающий в области, смог почувствовать улучшение ситуации в медицине.
«В здравоохранении мы уже сделали много, а предстоит сделать еще больше, – рассказывал губернатор Московской области Андрей Воробьёв в июле в выступлении перед депутатами Мособлдумы. – За пять лет бюджет этой сферы вырос на 45%: с 122 млрд руб. в 2014 году до 176 млрд руб. в 2018 году. Мы создали 22 сосудистых центра – и на 38% снизили потери от инфарктов и инсультов. Это плюс 20 тыс. спасенных жизней».
Сокращение смертности и увеличение средней продолжительности жизни – показатели, которые объективно отражают работу системы здравоохранения в регионе, но мало о чем говорят рядовым жителям. Чтобы каждый из них мог почувствовать перемены к лучшему, власти проводят анализ конкретных проблем, с которыми сталкиваются граждане. В частности, соответствующий опрос до 30 ноября проходит на портале «Добродел». Этот анализ позволит определить ключевые направления, на которых будет сосредоточена дальнейшая работа.
Основная проблема – тяжело своевременно попасть на прием к врачу во взрослую или детскую поликлинику. Поэтому самый большой проект направлен на то, чтобы сделать медицинские учреждения доступными и комфортными для жителей, – он получил название «Добрая поликлиника», рассказал министр здравоохранения Московской области Дмитрий Матвеев. Ключевая задача – добиться, чтобы любой пациент мог попасть на прием к врачу широкого профиля в течение 24 часов, а к узкому специалисту – в течение 10 дней.
Формат работы поликлиник ждет существенное изменение. «Мы хотим, чтобы участковые врачи принимали пациентов исключительно по записи, имели представление, сколько человек к ним придет, и могли рассчитывать свой рабочий день – чтобы не было такого, когда на 20 записанных приходят еще 20 незаписанных, – сообщил Дмитрий Матвеев. – Поэтому во всех поликлиниках будем создавать кабинеты для пациентов, которые пришли без записи, – там окажут необходимую помощь, выпишут больничный лист или рецепт».
Участковых терапевтов больше не будут привлекать к вызовам на дом – для таких случаев при каждой поликлинике создадут специальную мобильную бригаду неотложной помощи, которая будет дежурить с утра до вечера. «Сейчас по нормативам участковый терапевт 4 часа находится на приеме и 3 часа ходит на вызовы – 5, максимум 10 человек обойдет. За это время в поликлинике он вполне может принять 15 человек, то есть окажет помощь гораздо большему числу людей. А мобильная бригада без проблем все эти вызовы обслужит, ее вполне можно закрепить за пятью участками. Она будет приезжать на автомобилях, для этого мы должны дозакупить транспорт, но это вопрос решаемый», – пояснил Дмитрий Матвеев. Таким образом, участковые терапевты не будут ходить на вызовы, связанные, например, с повышением температуры или болями в спине, хотя за ними по-прежнему будет закреплена функция посещения хронических лежачих пациентов – но это гораздо меньше работы.
Еще одно направление – организация работы поликлиник по выходным дням: где это требуется, они будут открыты в субботу и при необходимости и в воскресенье. Сейчас уже есть примеры такого графика работы, но проблема заключается в том, что нельзя записаться на прием на выходные дни – поэтому в будущем все врачи должны быть доступны для записи, подчеркнул Дмитрий Матвеев. Изменения ожидает и организация работы медсестер – они будут работать в отдельных помещениях в качестве администраторов, направляя потоки пациентов, оформляя направления, бланки, рецепты, при этом не занимая время врача: таким образом, доступность терапевта еще больше увеличится. А кроме того, по словам министра, предполагается дополнительно проработать регламенты, чтобы решить проблему доступности узких специалистов. Сейчас на 70% они принимают практически здоровых людей, лечение которым могут назначить и участковые терапевты. Последние должны активнее заниматься более широким перечнем медицинских случаев – это позволит задействовать узких специалистов именно тогда, когда они по-настоящему нужны, то есть в тяжелых ситуациях.
Если все эти механизмы внедрить, то ежедневно по области можно будет дополнительно принимать 60 тыс. пациентов, сообщил Дмитрий Матвеев. Начнутся преобразования с шести передовых поликлиник, а в первом полугодии 2019 года они распространятся на 20 самых проблемных муниципальных образований.
Еще одна проблема, на которую жалуются жители, – долго едет скорая помощь. Сейчас норматив по приезду экстренной скорой помощи составляет 20 мин., неотложной – 2 ч., в среднем за сутки поступает по 3 тыс. вызовов каждого типа. В 20-минутный норматив укладывается 90–95% вызовов – это высокий показатель, но возможностей для дальнейшего повышения эффективности оказания скорой помощи еще достаточно.
Прежде всего предполагается создать единую диспетчерскую службу для всех видов скорой помощи на территории области: обученные диспетчеры грамотно, с помощью опросников, разделят обращения на экстренные и неотложные. При этом диспетчер обязательно должен будет сообщить, в течение какого времени бригада подъедет на вызов. «Другими словами, если вызов определен в категорию неотложных, необходимо пациента предупредить, что бригада приедет в течение двух часов. Если этого не сделать, он будет ждать ее через 20 мин., начнет волноваться», – пояснил Дмитрий Матвеев. Если вызов сделан с мобильного телефона, на него направят SMS или пуш-уведомление с номером назначенной бригады, ее контактным телефоном и временем доезда. Кроме того, будет создано мобильное приложение, в котором на карте можно будет отследить, как добирается бригада.
Помимо этого совместно с муниципалитетами предполагается отработать проблемные участки дорог, где скорая едет медленнее всего, – соответствующие предложения по «расшивке» узких мест готовы. Есть инициативы и по количеству бригад, дежурящих на линии. По нормативам в течение суток их должно быть одинаковое количество. Но в пиковые часы нагрузка на них повышается в два раза, а когда вызовов гораздо меньше – бригады простаивают. Задача состоит в том, чтобы составить соответствующее расписание и в зависимости от нагрузки либо увеличивать, либо уменьшать количество бригад.
Некоторых жителей области также беспокоит отсутствие либо позднее поступление льготных лекарств. Решить проблему предполагается за счет системы индивидуального обеспечения, которое позволит до 10 дней сократить сроки ожидания отсутствующих препаратов в аптеках. «Мы должны полностью оснастить поликлиники компьютерами и внедрить программное решение, которое сможет учитывать все стандарты и назначения для каждого льготника, чтобы потом все это формировалось в единую заявку лекарственных препаратов», – пояснил глава подмосковного Минздрава. Этот проект тесно связан с планами информатизации поликлиник, которые будут реализованы в течение следующего года. Все записи о пациентах будут делаться в электронном виде, к ним будут иметь доступ лечащие врачи, а в будущем – и сотрудники скорой помощи.
Эффективнее начнут работать и стационары, рассказал Дмитрий Матвеев: «Первая задача – чтобы в стационарах при поступлении все необходимые диагностические исследования проводились в течение первых суток. Сейчас этот процесс может растягиваться вплоть до выписки. Второе – мы должны дооснастить все реанимационные отделения жизнеобеспечивающей аппаратурой – наркозной, дыхательной и прочей. И третье направление – развитие малоинвазивной хирургии, которая очень серьезно снижает восстановительный период после операций: за счет нее мы сможем увеличить их количество».
Чтобы отрасль в целом работала эффективнее, а вложенные в нее средства давали максимальный результат, планируется пойти по пути юридического укрупнения лечебных учреждений по принципу «один муниципалитет – одно юридическое лицо». «Никакой задачи сократить медицинские подразделения нет и не будет, все они как работали, так и будут работать, единственное – изменится система управления, – подчеркнул министр. – Произойдет снижение расходов на административно-управленческий персонал: на все подразделения, которые есть на территории муниципального образования, будет единая управляющая команда во главе с одним главврачом. Мы получим одинаковые подходы к лечению и диагностике во всех подразделениях. Ведь процесс лечения очень взаимосвязан: после поликлиники – стационар, после стационара – опять поликлиника. Далее – снижение расходов на дублирующие вспомогательные подразделения. Есть примеры, когда в одном муниципальном образовании есть шесть клинических лабораторий – необходимо создать единый, централизованный, хорошо оснащенный, автоматизированный центр. При этом все пункты забора крови останутся там же, где сейчас – в поликлиниках и стационарах: будет ездить пробирка с кровью, но не пациент. Так что все это связано только с повышением эффективности расходов на управление – никаких сокращений медицинских подразделений не будет».
комментарии(0)