0
10688
Газета Регионы России Интернет-версия

09.12.2019 14:39:00

Новый аэропорт Владивостока: станет ли миф реальностью

Тэги: владивосток, аэропорт, экономика


владивосток, аэропорт, экономика Фото сайта wikipedia.org

Экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко собирается открыть новый аэропорт во Владивостоке (поселок Артем). Он планирует разместить его на территории бывшего аэровокзального комплекса «Терминал B» рядом с Международным аэропортом Владивосток (Кневичи), сообщает KONKURENT.RU. В серьезности намерений экс-главы столицы Дальневосточного федерального округа (ДФО) и владельца ГК «Сумотори», а также перспективах проекта, попыталась разобраться «НГ».

Как это было

В июне 2012 году ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ) после ввода нового аэровокзала перевел все рейсы из старого терминала B в А. До конца 2012 года проходил плановый перевод всех рейсов, но историческое сооружение тогда аэропорт использовал для обслуживания рейсов саммиту АТЭС. После этого терминал B уже не использовался для деятельности воздушной гавани Приморья.

В августе 2014-го аэропорт Владивостока неожиданно продал бывший авиатерминал, земельный участок под ним и привокзальную площадь. Тогда был объявлен аукцион. Заявки подавали ООО «Ремонтно-строительная компания КФК» и ООО «Технохолдинг Сумотори», компания Виталия Веркеенко, бывшего главы города Владивосток и экс-члена Общественной палаты Приморского края. Первая компания не была допущена к торгам по техническим причинам, вторая была выбрана победителем. В итоге сделка была проведена не по условиям аукциона – лот был передан компании в рамках взаимозачета обязательств АО «МАВ» перед подрядчиками по строительству авиатерминала А с номинальной стоимостью 170 млн руб. В итоге, как писала местная пресса, «Технохолдинг Сумотори» приобрел их за 170-200 млн руб.

ГК «Сумотори» получила аэровокзальный комплекс в собственность, взяв на себя долги, по разным данным, не то ОАО «МАВ», не то ЗАО «Терминал» по взаиморасчетам подрядчиков по строительству нового терминала аэропорта. Тогда внутри бывшего аэровокзального комплекса оборудовали выставочную площадку «Терминал Экспо», а впоследствии планировалось использование сооружения в известном проекте «Примринг». Речь идет о строящемся многоцелевом спортивно-техническом комплексе (СТК «Приморское кольцо»), предназначенном для проведения спортивных мероприятий по автомобильному, мотоциклетному и другим техническим видам спорта.

Что из этого вышло

ОАО «МАВ» неоднократно выставляло объекты бывшего аэровокзального комплекса, в том числе терминал B, на аукционы. В апреле 2013 года объекты выставлялись по стартовой цене в 550 млн руб., но заявок на торги не поступило. Затем были попытки продать за более низкую цену. МАВ пытался выручить 300 млн рублей, но при этом аукцион был разбит на два лота. В первом лоте на продажу было выставлено здание международного аэровокзала площадью 4,778 кв. м и земельного участка под зданием с начальной ценой в 100 млн руб. Во втором - сам аэровокзал, земельный участок под ним и привокзальная площадь (без здания международного аэровокзала и земельного участка под постройкой). Каждый лот является неделимым, то есть частичная покупка имущества по отдельному лоту не допускалась. В итоге в августе «Сумотори» купила часть имущества за 170 млн руб.

В начале 2019 года перспективы старого здания снова заинтересовали общественность Владивостока. ГК «Сумотори» Веркеенко выставила на продажу строение общей площадью 8400 кв. м вместе с участком 36 тыс. кв. м, а также подземную часть объекта (7700 кв. м). Лот также включал парковку на 23,5 тыс. кв. м., за 600 млн рублей.

В качестве преимуществ при продаже тогдашний директор по маркетингу «Сумотори» Леонид Копылов обозначал потенциальным покупателям «доступ на взлетно-посадочную полосу. То есть собственник сможет по соответствующей договоренности с международным аэропортом Владивосток добиться разрешения на право выезжать туда по необходимости».

В разное время на объекте менялись арендаторы. В их числе были Евразийский алмазный центр, специализированный таможенный пост, Пробирная палата России, хранилища Гохран России и специализированная логистическая компания «ТБСС».

Причиной продажи бывшего аэровокзального комплекса, по словам брата владельца «Сумотори» Сергея Веркеенко, стал ввод в строй нового экспоцентра на СТК «Приморское кольцо», где бизнес был выгоднее. После этого над будущим старого терминала снова сгустились тучи неопределенности, а его окрестности рассекали только громкие звуки автолюбителей автосерфинга, использовавшие парковку для своих заездов.

Как это будет

Новость о том, что ГК «Сумотори» намеревается вложить средства в реконструкцию терминала B - старого аэропорта в Кневичах и возможном открытии еще одной воздушной гавани в Артеме вызвала во Владивостоке противоречивые чувства. В течение нескольких лет старый аэропорт практически не использовался. Некоторое время там проводились автомобильные аукционы совместно с Drom.ru, проходили учения МЧС. «Сумотори» планировал развивать автомобильные аукционы и совместно с крупнейшим аукционным японским партнером ARAI SHOJI. Однако в 2014 году из-за событий на Украине и введения санкций против России проект был приостановлен японскими соинвесторами из-за политических рисков.

Именно факт сотрудничества с японцами и вызывает наибольшие сомнения у наблюдателей, поскольку санкционные риски в отношении России остаются актуальными, а напряженность между Россией и Японией из-за вопроса принадлежности островов Курильской гряды только нарастает. В связи с этим все заявления владельца «Сумотори» о привлечении японских инвесторов пока можно оценить довольно скептически.

Эти сомнения усиливаются еще и из-за нереализованных проектов экс-мэра Владивостока. Как напоминает издание «Дейта», не запущено производство китайских грузовиков, не создан современный комплекс по производству, обработке и экспорту сельхозпродукции в Шкотовском районе, за два года так и не построен завод по утилизации автомобилей, административно-гостиничный комплекс «ТОРА» - гостиница и офисы для резидентов ТОР. Еще Веркеенко обещал приморцам электрокары в рамках проекта «Прометей». Такая же участь, возможно, ждет и старый артемовский комплекс.

Есть и другие причины, усиливающие сомнения. Дело в том, что, как пишет «Дейта», основной бизнес Виталия Веркеенко – компании «Сумотори-АВТО», «Сумотори-АВТО-ФВ» и «Сумотори-АВТО-СМ», специализирующиеся на продаже машин, судя по открытым данным, перешел под контроль другого приморского бизнесмена – совладельца Рыбного порта Дениса Сараны. Подконтрольному ему ООО «ДВ Инвест» принадлежит 90% доля этих фирм.

Возможно, Веркеенко решил, что называется, «завязать» с автодилерством и попробовать найти себя в новой - авиационной сфере. Потенциальный руководитель проекта как нельзя кстати неожиданно покинул свой пост 22 ноября, хотя его полномочия были действительны еще до декабря 2020 года. Речь о гендиректоре аэропорта Владивосток Игоре Лукишине, который лучше, чем кто-либо другой, знает о старом терминале и об аэропортовой отрасли в целом и вполне мог бы взяться за реализацию амбициозных планов экс-мэра. Как пишут СМИ, новый аэропорт в Артеме может заработать уже через 2 года в 2021 году. Что ж, лиха беда начало - поживем, увидим.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1271
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1054
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
1150
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
887

Другие новости