Страсти вокруг строительства нового аэропорта в Иркутске не утихают. В марте этого года новый губернатор области Игорь Кобзев поручил правительству выбрать инвестора по развитию воздушного порта. В ноябре был открыт тендер на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие авиационного узла Иркутска.
Пул обязанностей у консультанта необычайно широк. Ему предстоит оценить акции действующего АО «Международный аэропорт Иркутск», выполнить технико-экономическое обоснование объемов и сроков строительства его инфраструктуры (в том числе определить целесообразность ремонта полосы, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов, перрона), оценить пассажиропоток и грузопоток до 2035 года. И самое главное – актуализировать данные по возможности строительства аэропорта вне пределов городского округа, и оценить развитие аэропорта, если будет принято решение о развороте взлетной полосы. Важно отметить, что выполнить эти работы необходимо в течение трех месяцев с момента заключения госконтракта.
Даже человеку несведущему ни в бизнесе, ни в строительстве, ни в авиации станет понятно, что для таких задач нужны серьезная компания с огромным, а еще лучше идентичным опытом. Тем более строительство аэропорта требует особого подхода и специфических знаний, и навыков – слишком сложный комплекс, где малейшая ошибка или просчет оборачивается крахом. И такие компании в числе кандидатов были, например, «Эрнст Энд Янг», которая занималась оценкой рыночной стоимости 26% акций аэропорта Шереметьево. Или АО «КПМГ», сотрудничающая с аэропортом Пулково. Всего в конкурсе приняло участие пять компаний, у четырех из которых есть соответствующий консультационный опыт, рекомендательные письма и блестящая деловая репутация.
Но победила компания, у которой нет ни консультационного опыта, ни рекомендательных писем, ни вообще хоть какого-то подобного опыта – ООО «Алмаз». Зато у них было одно явное преимущество – они согласились работать за минимальную сумму. Если остальные участники предлагали от 24,6 млн до 28 млн руб., «Алмаз» скромно согласился работать за 17 млн (при заявленном бюджете 50 млн). По всей видимости, для Министерства экономического развития Иркутской области экономия в 5 млн важнее итогового результата. Можно предположить, что таким широким жестом организаторы решили поддержать земляков (поскольку все остальные компании представляли Москву), но тогда возникает очевидный вопрос о кумовстве. Каких-либо взвешенных аргументов на тему того, почему устройством аэропорта занимается «Алмаз» пока никто не дал.
История многострадального аэропорта
История иркутского аэропорта напоминает сюжет рассказов Салтыкова-Щедрина. Вопрос со строительством тянется уже 20 лет. В 2015 году забрезжила надежда, что дело сдвинулось с мертвой точки: тогда 100% акций ОАО были переданы из федеральной в областную собственность для реконструкции терминала и строительства нового аэропорта с участием инвесторов. Но в 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры. Регион потерял 20 млрд руб. на взлетно-посадочную полосу, и рассчитывать на выделение новых средств можно было только после 2022 года. Экс-губернатор Сергей Левченко начал было искать инвесторов и почти привлек к сотрудничеству холдинг «Новапорт». При этом тендер объявлен не был, что явилось нарушением антимонопольного законодательства, и ФАС предупредила о незаконности таких действий.
Потом речь зашла об инвесторах, которые готовы были вложить около 2 млрд долл. в строительство нового аэропорта, но власти так и не определились с месторасположением. В 2018 году, несмотря на предостережения ФАС, было заявлено о строительстве нового терминала, который объединит международные и внутренние линии. На месте строительства заложили камень, счастье казалось таким близким, но дальше этого дело не сдвинулось. Вдобавок, в июле 2020 года ФАС оштрафовал Левченко на 30 тыс. руб. за тот самый злополучный выбор инвестора без конкурса.
Так первый камень нового терминала потянул весь регион на дно. И вот, после, казалось бы, бесконечной войны ФАС и Левченко, после бесконечных тяжб и переносов, в жизни многострадального аэропорта забрезжил свет. Но дело закончилось лишь скандалом.
Чем же так дорог «Алмаз»?
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Алмаз» образовано 25 августа 2004 года, располагается, согласно данным из ЕГРЮЛ, в полуподвальном помещении одного из домов на улице Ядринцева в Иркутске. Торги по аэропорту являются единственными, в которых фирма принимала участие за все время работы. Генеральным директором является Анатолий Юрьевич Хочетулин. Размер уставного капитала составляет 25 тыс. руб. Все 100% принадлежат Александру Владимировичу Гутенко. Компания выполняет 33 вида экономической деятельности. Здесь и торговля, и лесозаготовки, и деятельность рекламных агентств, но основной деятельностью является оптовая торговля бытовыми товарами.
Сам Хочетулин подтвердил, что у компании нет опыта и рекомендательных писем, относящихся к работе. При этом он отметил, что у них есть опыт сопровождения социально ориентированных проектов, но весьма пространной формулировкой: «Есть успешные результаты, но подробно раскрываться не буду, потому что большой объем информации везде идет, не всегда приятной. Поэтому тут надо будет судить по результату». Увы, о том, что это за загадочный опыт, о котором лучше никому не говорить, никто не знает.
Руководство области против?
По всей видимости, результатом обеспокоен и сам глава региона. Кобзев считает, что у «Алмаза» вряд ли хватит ресурсов, чтобы решить поставленные перед ней задачи. Он подчеркнул, что в подобном вопросе должны восторжествовать профессионализм и справедливость. Вот как он прокомментировал итоги торгов на последней пресс-конференции: «Нам нужна компания с мировым именем, которая могла бы дать решения, которые мы сможем использовать в дальнейшем. Мы тоже обеспокоены, что сегодня выходит компания, которая не понимает конечной цели и важность для жителей региона».
Обеспокоенность главы региона понятна. Аэропорт в своем роде является визитной карточкой города, его воздушными воротами. Тем более, Международный аэропорт Иркутск входит в двадцатку крупнейших в стране по пассажиропотоку. Но известность к нему пришла благодаря стройке, которая не может начаться десятилетиями, и скандалам. И сейчас, когда, казалось бы, есть все шансы прервать злополучную традицию, репутация испорчена необъяснимым результатом аукциона.
По словам Кобзева, в бюджет на выполнение работ было заложено более 50 миллионов рублей, поскольку компании предстоит за 3 месяца вникнуть в проблему и предоставить решения. Хватит ли у торговой компании возможностей для этого – вопрос спорный. Ведь человеку с улицы нельзя доверять кресло капитана корабля, так же как и компании без соответствующего опыта не стоит заниматься вопросами авиации. Это очень сложная, самобытная и специфическая среда, которая не может урегулироваться банальной логистикой и товарообменом.
Поэтому вопрос по аукциону будут решать в ближайшее время. Хочется надеяться, что добрая традиция выявлять проблемы аэропорта за счет бюджета наконец-то будет прервана.
комментарии(0)