0
7624
Газета Регионы России Интернет-версия

10.05.2021 12:52:00

Уроки выживания села и сельской школы

Как связаны усыновление детей и сохранение малых населенных пунктов

Об авторе: Вера Валериевна Галиндабаева – старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН (Санкт-Петербург).

Тэги: образование, общество, школа, село, деревня, усыновление


образование, общество, школа, село, деревня, усыновление Фото Pixabay.com

Число детей-сирот в России сократилось за год на 6,6% и составило на начало 2021 года 406 тыс., сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова на Совете по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ. При этом, по данным вице-премьера, на 6% – до 37 тыс. – сократилась численность воспитанников детских домов, а на возмездную форму опеки в приемные семьи было передано почти 12 тыс. детей. Один из трендов по росту численности приемных семей в России социологи увидели в сельской местности, где приемная семья стала оплотом села и, по сути, гарантом его выживания.

Но малые села с населением до 500 человек в России исчезают. Сначала постепенно уменьшается число жителей населенного пункта, а потом закрывается школа как малокомплектная – если число учащихся в ней меньше 40. За последние годы в стране в рамках оптимизации школьного образования было сокращено 30 тыс. учреждений среднего образования на селе. С учетом того, что примерно 60% сельских школ малокомплектные, многие из них в опасном положении.

А с закрытием школы село приговорено. Его население за один сезон уменьшается в два-три раза. Люди разъезжаются по районным и областным центрам, причем не только семьи с детьми.

Ведь школа в малом селе – основное «селообразующее» учреждение. С существованием школы связано и существование местного клуба. Закрывается школа – закрывается клуб. А в России более трети сельских женщин в трудоспособном возрасте работают в сфере образования и здравоохранения. При этом работа в бюджетной сфере – наиболее привлекательна не только для женщин, но и для многих мужчин-преподавателей, так как дает стабильную занятость и зарплату. Часто в сельских школах работают преподавателями одновременно муж и жена, приехавшие туда после института.

Борьба за сохранение школы сегодня равнозначна борьбе за сохранение села и рабочих мест. На помощь такой борьбе неожиданно пришел институт приемных семей. Жители села берут на воспитание детей из детских домов, заполняя учениками пустующие классы. Иногда руководство школы прямо так и просит – «нам нужен один ученик в четвертый класс и один – в седьмой». Или же вопросы усыновления обсуждаются на сельском сходе. В результате кое-где получилось так: в школе учатся 35 мальчиков и девочек, из них 30 для местных жителей – приемные, пятеро – родные. Хотя чаще приемные дети составляют треть от общего количества учеников.

В 2018–2021 годах мы изучали это явление в рамках проекта «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» в республике Бурятия, в Брянской, Владимирской, Саратовской и Смоленской областях. Институт приемных семей оказался выгоден всем участникам. Государство платит за пребывание в детском доме одного ребенка до 600 тыс. руб. в год. При этом рассказов о счастливых детдомовских детях нам не встречалось. А у детей из приемных семей, особенно когда опекуны относятся к приемным детям как к родным (так происходит в большинстве обследованных случаев), судьбы детей складываются благополучно.

Материальный фактор доплат приемным родителям от государства, как показали опросы, чаще всего оказывается не на первом месте. Общая сумма поддержки для семьи, взявшей одного ребенка, в зависимости от региона составляет около 15–17 тыс. руб. в месяц. При зарплате сельских учителей в 30–40 тыс. руб. такая выплата кажется значительной, но расходы на ребенка – накормить, одеть, купить необходимые вещи – не оставляют особой возможности «заработать». Хотя есть отдельные приемные родители, которые рассматривают взятого ребенка исключительно как источник дохода, но это скорее исключение и заканчиваются такие истории почти всегда печально – их «промысел» прогорает, а дети возвращаются в детский дом.

Благодаря федеральной целевой программе «Семья и дети» процент детей, помещенных в приемные семьи, с 2005 по 2015 год вырос с 2 до 24% от числа детей, оставшихся без попечения родителей. Это не только позволило закрыть десятки детских домов, но и существенно снизило нагрузку на бюджеты регионов. Стоимость содержания ребенка в приемной семье в 4–5 раз ниже, чем в детском учреждении.

Показательно, что основным препятствием для создания приемной семьи стал «квартирный вопрос». Органы опеки и попечительства разрешают взять ребенка в семью только в том случае, если на человека будет приходится не менее 18 кв. м жилой площади. Поэтому большая часть приемных семей создается сельскими жителями с их частными домами в 50–100 кв.м. Этот же «квартирный вопрос» препятствует городским семьям заводить собственных детей. Однако что будет через несколько лет, когда дети вырастут?

Нынешняя ситуация, когда для молодых людей стандартной моделью жизни стало после окончания школы уезжать в города, в перспективе не оставляет деревням шанса на будущее. И пока сохранение школ лишь оттягивает момент расставания России с малыми селами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3734
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2666
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4177
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7690

Другие новости