Еще сравнительно недавно, в 2013 году, общественности был представлен обновленный, усовершенствованный и значительно разросшийся к олимпиаде Международный аэропорт Сочи. Но спустя 8 лет оказалось, что даже таких размеров и мощностей хватает едва ли. В июле этого года аэропорт обслужил 7-миллионного пассажира, тем самым достигнув показателей прошлого года (тогда за 12 месяцев воздушная гавань обслужила более 6,5 млн человек). Для сравнения, в период проведения Зимних Олимпийских игр-2014 сочинский аэропорт обслужил 3 млн пассажиров. В год проведения Чемпионата мира по футболу-2018 пассажиропоток составил уже 6,5 млн человек. То есть за 4,5 месяца до конца года аэропорт достиг так называемых доковидных показателей. И что особенно иронично, на свой исторический пик воздушный порт главного курорта страны вышел в эру пандемии, когда международное авиасообщение практически не работало. Это стало возможным благодаря российским туристам, которые второй год подряд ставят рекорды посещаемости на курорте.
В конце года сочинский аэропорт подведет итоги, и число пассажиров без сомнения превысит 10 млн. Для любого аэропорта такие результаты в радость, если только позволяют размеры и мощности. Сочи пока справляется, но со скрипом, пускай и едва слышным. Пик сезона стал настоящим испытанием на прочность. Конец июля–начало августа, самый разгар сезона отпусков. Туристы едут на моря семьями, а температура воздуха просто не оставляет другого варианта, кроме как искупаться в море. В результате пассажиры, прилетающие со всей страны, забивают под завязку терминалы, а сотрудники, работающие на пределе сил, старались все делать по расписанию. В целом, обходилось без скандалов, хотя и находились недовольные очередями пассажиры. Аэропорт даже в таком напряженном графике признавался «Аэропортом года» в номинации «Крылья России» и даже лучшим в Европе по оценкам пассажиров. Но если цифры и дальше продолжат расти, то аэропорт будет работать на пределе возможностей. А предпосылки к росту есть и весьма большие.
Сочи уже становится всесезонным курортом, и в прошлом году в дни новогодних праздников обслужил свыше 400 тыс. пассажиров. Плюсом идет постепенное восстановление международного авиасообщения. Уже открыты рейсы в Турцию и страны СНГ, а с отступлением пандемии их станет еще больше. Возобновляется проведение крупных культурных, спортивных и деловых событий, таких как «Новая волна», Сочинский экономический форум и др. Добавим к этому не проходящий ажиотаж среди российских туристов, и в недалеком будущем цифра 53 тыс. человек в сутки может вырасти до 100 тыс. и больше. Прямо сейчас Сочи является лучшей гаванью Европы с наибольшим показателем роста (83%).
Все это ясно дает понять, что аэропорту города, в котором в течение года проживает половина страны необходимо расширение. Это хорошо понимает и руководство группы компаний «Аэродинамика», основателем которой является известный российский промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска. Именно по его инициативе году аэропорт внедрил немало нововведений и систем, облегчающих предполетные мероприятия и процессы. Но и этих мер уже явно недостаточно, в связи с чем был объявлен тендер на разработку мастер-плана развития аэропорта и прилегающей территории.
Подрядчикам предлагается подготовить мастер-план, включающий разработку концепции увеличения пропускной способности аэропорта, разработку технического задания на проект его расширения, а также оценку перспектив развития аэродромной инфраструктуры.
Работы распределены на четыре фазы до 2050 года. В рамках первого этапа, рассчитанного до 2025 года, требуется провести анализ существующего положения, в рамках второго (до 2030 года) – сделать прогноз будущих потребностей. Третий этап (до 2040) предполагает непосредственную разработку мастер-плана развития аэропорта и прилегающей территории. В заключительный этап подрядчик должен подготовить архитектурный макет и 3D-видеоролик.
Начальная цена контракта составляет более 82 млн руб. Однако модернизация и без того большого аэропорта, обойдется в сумму с девятью нулями, поскольку речь идет не только о расширении здания терминала, но и аэродрома. Возможно, по своим масштабам сочинский проект немногим уступит своему побратиму – новому краснодарскому аэропорту, строительство которого начнется в этом году.
Итоги конкурса будут подведены совсем скоро – 30 сентября 2021 года. В итоге город-курорт может получить один из крупнейших аэропортов в стране за пределами Москвы. Повлияет ли увеличение масштабов воздушной гавани на инфраструктуру и статус города – узнаем в недалеком будущем. Тесно становится не только в аэропорту, но и в самом Сочи.
комментарии(0)