Фото freepik.com
Процесс, идущий в Центральном районном суде Тулы, имеет все шансы войти в анналы судебно-юридических курьезов. Наверное, впервые в истории России новейшего времени случилось так, что прямо на судебном заседании потерпевшая сторона заявила, что… не считает себя потерпевшей.
Речь о том самом нашумевшем деле, по которому, как сообщали СМИ, уже более 6 месяцев идет суд над бывшим министром по вопросам инноваций, связи и вопросов открытого управления Тульской области Артуром Контрабаевым и директором и совладельцем IT-компании «Смарт Дельта Системс» Алексеем Черноусовым. Контрабаеву и Черноусову инкриминируют, что они «освоили» 68,3 млн бюджетных рублей, которые были выделены на модернизацию системы охраны здоровья для Тульской области – при этом никакой системы цифровизации они якобы не создали. Говоря юридическим языком, против Контрабаева и Черноусова выдвинули обвинения по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере»).
Dark side of IT
Надо сказать, что у российского IT-рынка есть черная и неприглядная сторона. Говоря прямо, количество уголовных дел против российских айтишников растет как котировки акций в период экономического бума. На этом фоне особенно выделяется период 2019-2020 годов, когда были побиты все рекорды по числу известных айтишников, отправившихся в СИЗО.
Что касается дела против Контрабаева и Черноусова, то в отношении него есть несколько версий, который противоречат друг другу.
Тульские СМИ прямо характеризуют дело как «какой-то конвейер-скоросшиватель, сфабриковавший нужную папку якобы совершенного преступления».
Следственный комитет же утверждает, что айтишники в 2013 году якобы продали Тульской области не новый информационный продукт, а «залежалый товар», произведенный еще в 2005 году. При этом СК оценил работу компании Черноусова в «0 рублей 00 копеек». А деньги из бюджета компания-подрядчик – «Смарт Дельта Системс» Алексея Черноусова – якобы прикарманила.
Правительство Тульской области – утверждает, что заказанные работы выполнены на 100% и в качестве доказательства готово предъявить акты приема выполненных заказов, подписанные ответственными лицами.
Чтобы прояснить, кто прав и кто виноват, суд вызвал представителя потерпевшей стороны, то есть правительства Тульской области. Именно на этом заседании и произошел курьез, когда «потерпевшая сторона» отказалась от претензий. Если конкретно, то представитель правительства Тульской области, отвечая на вопросы в ходе заседании, опровергла, что областной системе охраны здоровья был нанесен ущерб. «МК Тула» резюмирует – представитель тульского правительства опровергла ключевые доводы обвинения.
Преступление, которого не было?
Справедливости ради, надо уточнить, что до этого информационную систему здравоохранения Тульской области долгие годы ставили всем в пример. То есть вопрос о том, что в регионе нет цифрового здравоохранения, сразу отпадает.
Вероника Скворцова, будучи министром здравоохранения, во время посещения Тульской области в 2018 году отметила высокий уровень электронного документооборота в областном Минздраве. Министру продемонстрировали как работает цифровая система – предварительная запись через сайт/колл-центр, а также через Информат.
А в феврале 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рейтинге цифровой зрелости субъектов РФ в сфере охраны здоровья лидирующие места заняли Тульская и Тамбовская области.
Детали пояснил замминистра здравоохранения Павел Пугачев, сообщивший, что рейтинг разработали по итогам реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). По словам Пугачева, регионы РФ оценивали по следующим критериям:
- инфраструктура здравоохранения, включая такой показатель как автоматизированные рабочие места для медицинских работников;
- внедрение медицинских информационных систем и информационное взаимодействие с ЕГИСЗ;
- предоставление электронных услуг и сервисом на портале www.gosuslugi.ru;
- межведомственное электронное взаимодействие.
То есть, возможности информационной системы здравоохранения демонстрировали министру, глава профильного ведомства и куратор в лице вице-премьера официально назвали ее одной из лучших в РФ, а по версии Следственного комитета, ее якобы нет?
Специфика судебного производства заключается в том, что здесь оперируют фактами. А факты, как можно заметить, опровергают версию обвинения. Не говоря уже о том, что преступление подразумевает наличие потерпевшей стороны. А как показало судебное заседание, потерпевшая сторона себя такой не считает. И как такое вообще возможно?
Как работает информационная система, которой якобы нет
Начнем сначала. В Следственном комитете утверждают, что Контрабаев и Черноусов якобы продали Тульской области информационную систему в сфере здравоохранения, которая была разработана еще в 2005 году. Соответственно, якобы деньги из бюджета «Смарт Дельта Системс» получила незаконно – за фиктивно выполненную работу, когда «под видом оплаты по государственным контрактам за выполнение работ и оказание услуг в пользу Общества без фактического их выполнения».
Согласно трем контрактам, «Смарт Дельта Системс» обязалась за 68,3 млн рублей создать Региональную информационную систему здравоохранения (РИСЗ) – а затем сопровождать ее работу. В связи с этим Следственный комитет обвиняет Черноусова и Контрабаева в том, что на самом деле компания не стала ничего разрабатывать и не выполнила условия контракта, но получила всю сумму в размере 68,3 млн.
В первом уголовном деле, которое возбудили в 2017 году, фигурировал один подозреваемый – бывший министр по вопросам инноваций и связи Артур Контрабаев. Контрабаеву инкриминировали превышение служебных полномочий (ч.1 ст.286 УК РФ) – но к 2020 году дело развалилось из-за отсутствия состава преступления. Правда, сразу же возбудили новое дело по новой статье – на сей раз Контрабаеву инкриминировали растрату в особо крупных размерах. Плюс на этот раз в деле появился совладелец «Смарт Дельта Системс» Алексей Черноусов, которому инкриминировали пособничество в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.33, ч.4 ст. 160 УК РФ.
Якобы Контрабаев содействовал тому, чтобы компания Черноусова получила государственный подряд. В свою очередь, как утверждает следствие, «Смарт Дельта Системс» в марте 2013 года предложила Комитету госзаказа «явно заниженную стоимость контракта на выполнение работ» на сумму 30,1 млн рублей, чтобы победить в тендере. Контрабаев по причине проблем со здоровьем получил домашний арест. Черноусову сначала пришлось побывать в «Матросской тишине», а под домашний арест его перевели только весной 2021 года. При этом и Контрабаев, и Черноусов отрицают свою вину, аргументируя тем, что РИСЗ работает, а также тем, что она целиком интегрирована в электронную систему Министерства здравоохранения Тульской области. Тульская область который год подряд лидирует в рейтингах цифровизации здравоохранения, с 2013 года миллионы жителей воспользовались порталом www.doctor71.ru – а Контрабаева и Черноусова судят за то, что никакой информационной системы якобы нет.
Повторимся, представитель правительства Тульской области на суде официально заявил, что не считает себя потерпевшей стороной. По словам представителя, система была внедрена «Смарт Дельта Системс» в 2013 и с тех пор прекрасно работает, обеспечивая потребности регионального здравоохранения.
Представитель правительства Тульской области предоставил результаты экспертизы, согласно которым «Смарт Дельта Системс» не нарушала заключенный контракт, не установлен факт ущерба и, соответственно, не определены его размеры. Более того, правительство Тульской области удовлетворено работой информационной систему и официально заявляет, что никаких претензий к подрядчику не имеет.
По словам адвоката коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олега Никуленко, эту ситуацию можно сравнить с тем, как если бы в суд пришел живой и здоровый человек, но следствие все равно продолжало бы упорно утверждать, что этот гражданин – труп, поэтому надо судить тех, кто якобы лишил его жизни.
«… вот приходит в суд живой и здоровый потерпевший, говорит, что он жив, здоров и счастлив, но следствие продолжает утверждать, что он мертв, мертв еще с 2013 года, подкрепляя свои фантазии заключением экспертизы. Абсурд? Действительно, абсурд, но именно так и выглядит обвинение, предъявленное Черноусову», — заявил адвокат Олег Никуленко.
С другой стороны, у стороны защиты есть серьезные вопросы к качеству экспертизы, которую предоставило следствие. Например, в заключении №12 отсутствуют данные о том, что специалисты, проводившие экспертизу, имеют квалификацию экспертов-оценщиков или патентоведов. И тогда возникает вопрос, а каким образом исполнители экспертизы могли сделать заключение, что работы «Смарт Дельта Системс» стоят «0 рублей 00 копеек», если они элементарно не обладают компетенцией в этой сфере? Говоря простым языком, если экспертизу проводили неспециалисты, то чего стоит тогда такое заключение? Поэтому адвокаты обратились к суду с ходатайством исключить спорные результаты компьютерно-технической экспертизы из дела – а взамен провести независимую экспертизу.
Огласите весь список!
Защита по пунктам разбивает обвинение в том, что компания Черноусова «освоила» деньги, но не выполнила ничего из требований контракта:
- около 7 млн рублей стоит развернуть электронную подпись на базе одной поликлиники и проверить ее работу;
- более 9 млн стоит внедрить электронную регистратуру в 82 поликлиниках Тульской области;
- около 13 млн рублей требуется для того, чтобы развернуть полный функционал РИСЗ в двух больницах Тульской области.
Кроме того, компания Черноусова сама инициировала увеличение срока гарантийного обслуживания с 12 до 18 месяцев, что свидетельствует о добросовестной отношении к выполнению подряда.
При этом, как отмечают адвокаты, следствие вообще не проводило оценку и не опросило ни одного свидетеля по поводу фактически выполненных работ – просто суммировали стоимость 3 контрактов и подали как сумму нанесенного ущерба.
Что касается экс-министра Контрабаева, то ему инкриминируют сговор с Черноусовым, в рамках которого он якобы обеспечил для бизнесмена победу в тендере. При этом установлено, что изначально в тендере победила не «Смарт Дельта Системс», а другая компания. Но затем компания-победитель отказалась от участия в тендере, аргументируя тем, что «за такие деньги и в такие сроки это невозможно». А «Смарт Дельта Системс» выиграла уже новый тендер, который были вынуждены объявить после этого отказа.
Как утверждают адвокаты, Следственный комитет не направлял запрос в Федеральную антимонопольную службу, чтобы ФАС установила факт нарушения законодательства о конкуренции. А выводы о том, что Контрабаев якобы искусственно создал для Черноусова условия для победы в тендере, сделали «на глаз».
Наконец, все эти годы РИСЗ эффективно работает, а правительство Тульской области продолжает работать с «Дельта Смарт Системс», заключая все новые и новые контракты – и перечисляя новые суммы денег за выполненные работы и сервисное обслуживание. При этом все эти факты отражены в официальных документах.
Так, например, Региональная информационная система здравоохранения была введена в эксплуатацию распоряжением правительства Тульской области №503-р от 08.08.2018.
Правительство вводит РИСЗ в эксплуатацию и перечисляет за нее деньги – а при этом Контрабаева и Черноусова судят за то, что такой системы якобы нет. В связи с этим возникает вопрос – а в связи с чем тогда правительство Тульской области с 2015 по 2021 годы заключает новые контракты с «Смарт Дельта Системс» о технической поддержке и создании новых модулей и перечисляет компании бюджетные деньги?
Проще говоря, как можно эксплуатировать и оплачивать то, чего нет?
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать?
Кроме того, адвокаты вместе с обвиняемыми обращают внимание, что все допросы свидетелей (а их более 200 человек) выглядят как будто под копирку. «За семь месяцев у меня была возможность ознакомиться со всеми этими документами. Там я сверял показания и заметил, что вплоть до запятой, до точки с запятой, до абзаца они совпадают. А с какого-то определенного дня они вдруг меняются, и идут еще 10 других протоколов: появляется конкретная фраза, и она появляется везде», - заявил Черноусов.
Также очень настораживает, что сильно различаются те показания, которые свидетели давали под протокол и те свидетельства, которые те же самые люди озвучивают в суде. В ходе показаний свидетелей в суде «всплывают» все новые и новые нарушения. Например, суд установил, что следователи во время одного из допросов одновременно допрашивали двух человек – начальника и подчиненного. При этом в акте допроса такой факт не зафиксирован. Да и не может быть зафиксирован – потому что это прямое нарушение законов РФ. Одновременный допрос 2 человек, согласно УПК, называется «очная ставка», но в протоколе не написано, что проводили такое следственное действие как очная ставка.
А одна из свидетельниц призналась, что на самом деле ее допрашивали не час, как указано в протоколе, а … всего 7 минут. Поэтому адвокаты считают, что многих свидетелей запугали, а «показания» просто копировали из протокола в протокол.
В связи с этим возникает закономерный вопрос – а какова настоящая причина громкого дела, если версия обвинения элементарно «трещит по швам»?
Может быть, на самом деле кто-то под прикрытием уголовного дела просто стремится «отжать» прибыльную компанию «Смарт Дельта Системс»? Действительно, здесь есть за что бороться – хорошая репутация на рынке, полный портфель заказов, а в сумме это означает, что компания приносит немалую прибыль. Так что же получается, на самом деле все сводится к «Ищите деньги?»
И неизвестных заказчиков абсолютно не смущает, что своими действиями они могут развалить здравоохранение Тульской области, от эффективности работы которого зависят жизнь и здоровье миллионов человек.
Представители Тульской области гордятся тем, что с 2013 года регион ходит в лидерах – региональная информационная система охраны здоровья считается одной из самых продвинутых в стране.
В Тульской области гордятся тем, что пациенты не сидят часами под кабинетом, как в старые времена. Каждый четко знает, что его примут и даже знает время, на которое назначен прием. В регионе демонстрируют, что ценят время земляков, потому что любой пациент может записаться на прием через сайт doktor71.ru или позвонив в колл-центр.
Удалось серьезно облегчить работу врачам. Каждый доктор может прямо на рабочем месте посмотреть, сколько свободных мест есть в стационаре, подписать больничный в электронном виде, оперативно изучить историю болезни без бумажной медкарты, оценить, как сработали сотрудники скорой помощи и т.д. Как мы понимаем, в период пандемии наличие такой информационной системы – это огромная ценность. И высокая народная оценка этого программного продукта – вот главный вердикт в этом споре. Поэтому адвокаты заранее предупреждают, что суд рискует доиграться до отмены информационной системы Тульской области. Той самой системы, которую представители правительства РФ называли образцовой и одной из лучших в стране.
4 февраля региональное правительство еще раз, нормативно-правовым актом, подтвердило свою позицию о существующей региональной информационной системе здравоохранения Тульской области (РИСЗ ТО). Постановлением № 61 были внесены изменения в постановление правительства Тульской области № 666, которое было принято в декабре 2016 года. Правительство определило заказчиком концепции, определения задач и сервисов по дальнейшему развитию РИСЗ ТО прямого заказчика - областное министерство здравоохранения и его подведомственное учреждение «МИАЦ», и в этом есть своя логика. На момент создания региональной системы здравоохранения это учреждение не обладало достаточной квалификацией в информационных технологиях по созданию запросов в области разработки, так как его специализация - аналитическая работа в учреждениях здравоохранения. Поэтому выполнением этой задачи занимался изначально областной комитет по информатизации и связям, в дальнейшем министерство. Прошло время, система создана - она одна из лучших в России. Специалисты прошли большой путь получения практических навыков. Это очень своевременное решение - перераспределение полномочий: государственное учреждение «ГАУ ЦИТ», как и прежде, будет осуществлять информационную безопасность и техническую поддержку РИСЗ ТО, а «МИАЦ» будет формировать дальнейшие запросы для ее развития.
Как дальше будет развиваться дело? Напомним, доказательств хищения нет – напротив, весь ход судебного процесса указывает на то, что нет ни ущерба государственным интересам, ни самого потерпевшего. В связи с этим, понятно, почему адвокаты прямо спрашивают – может, хватит зря тратить государственные деньги? Защита ссылается на ч. 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому уголовное дело о совершении преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ, относится к делам частно-публичного обвинения – это означает, что дело должны возбудить только в том случае, если есть заявление потерпевшей стороны. А если заявления нет, как в нашем случае – то вообще непонятно, зачем «толочь воду в ступе». Не говоря уже о том, что весь судебный процесс противоречит законодательству РФ, ведь как гласит п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ, такое дело подлежит прекращению, если по недомыслию было возбуждено. Примет ли суд эти аргументы, чтобы прекратить бессмысленный и вредный процесс – мы увидим уже в скором времени.
комментарии(0)