Фото пресс-службы аэропорта Анапа
История авиаперевозок в Анапе начинается 88 лет назад в далеком 1934 году. Тогда, как и многие другие аэродромы в стране, он предназначался для базирования военной или сельхозавиации. Тем не менее в этом же году начались первые пассажирские перевозки по маршруту Краснодар (Пашковский) – Анапа.
От Анапы до Витязево
Удивительно, что аэродром в то время находился именно в Анапе, в районе высокого берега, а не в поселке Витязево, как сейчас. В течение 30 лет аэропорт принимал эпизодические рейсы из ближайших городов. А уже с 1960 года маршрутная сеть наладилась и аэродром стал принимать первые регулярные рейсы на легкомоторных самолетах из Краснодара, Новороссийска, Геленджика и других городов побережья.
Первое здание появилось на аэродроме в 1965 году. Ныне там располагается городская станция скорой помощи. Анапское направление полетов становилось все более популярным, а маршрутная сеть пополнилась такими городами, как Москва, Керчь, Донецк, Харьков, Сухуми. Добраться оттуда можно было даже без пересадок. Из-за возросшего пассажиропотока некоторые рейсы было решено перевести на аэродром за городом, в район поселка Витязево. Именно здесь сейчас и находится Международный аэропорт Анапа. Строительство нового аэродрома и здания аэропорта началось только через четыре года.
Строительство аэропорта Анапа (Витязево) велось с 1969 по 1976 годы. Однако 15 апреля 1974 года, еще до полного завершения строительства, в аэропорту приземлился первый рейсовый самолет «Ан-24Б». Этот день и считается днем рождения авиапредприятия. Статус международного аэропорт получил только в 1993 году. Первой иностранной авиакомпанией, которая начала сотрудничать с аэропортом, стала Austrian Airlines.
Ворота в агломерацию
Аэропорт Анапа является воздушными воротами главного детского курорта страны и обслуживает как сам город-курорт, а также обширную агломерацию Новороссийска, Темрюка и Тамани, постоянное население которых насчитывает более 400 тыс. человек. Турпоток в этом регионе ежегодно достигает 5 млн человек, а маршрутная сеть аэропорта обеспечивает перелеты 25 авиакомпаний по 36 направлениям в России.
В середине 2000-х аэропорт вошел в состав аэропортового холдинга «Аэродинамика», основателем которого является промышленник Олег Дерипаска. С этого момента предприятие переживает бурный рост: в 2010 году проходит реконструкция аэродрома, что позволило снять ограничение на прием воздушных судов иностранного производства – таких как Airbus A319 и Boeing 737.
В 2015 году начинается строительство нового Терминала-1 внутренних авиалиний. Строительство завершилось на 11 месяцев раньше запланированного срока, и уже в июле 2017 года состоялось торжественное открытие нового аэровокзального комплекса площадью 12 тыс. кв. метров и пропускной способностью 600 пассажиров в час. Инвестиции в проект составили более 1,4 млрд руб.
В 2021 году, во время продолжающейся пандемии, начинается модернизация Терминала-2 международных авиалиний. В историческом здании аэропорта Анапа уже прошли работы по капитальному ремонту, которые затронули все помещения для обслуживания пассажиров и специальные помещения для персонала, а также фасад здания. Пропускная способность терминала увеличится с 80 до 160 пассажиров в час. Инвестиции в проект составят более 400 млн руб.
Новое время – новые задачи
На данный момент в рамках модернизации международного терминала идет второй этап – переоборудование воздушного пункта пропуска. Завершение работ планируется летом 2022 года.
На сегодняшний день Международный аэропорт Анапа является динамично развивающимся авиапредприятием с развитой маршрутной сетью в высокий сезон и соответствующей спросу в низкий. Пассажиропоток аэропорта ежегодно показывает стабильную динамику, даже несмотря на мировые кризисы. Так, в августе 2020 года аэропорт Анапа одним из первых в стране достиг доковидных показателей, обслужив 1,2 млн пассажиров. Через год аэропорт побил рекорд и впервые обслужил двухмиллионного пассажира.
В 2022 году динамика пассажиропотока росла по сравнению с прошлыми годами. В январе-феврале этого года аэропорт Анапа обслужил 116 365 пассажиров, что на 17% больше аналогичного периода 2021 года. 24 февраля 2022 года Росавиация ввела временное ограничение на полеты в южном воздушном пространстве. Под запрет попали 11 аэропортов страны в том числе и анапский.
|
В залах обслуживания пассажиров идет подготовка к открытию новых торговых точек, которые могут быть полезны и интересны пассажирам перед полетом. На данный момент открыт и готов принять своих покупателей торговый павильон с товарами в дорогу – «Территория Юг», расположенный в зале регистрации пассажиров. Также идет завершение монтажа кондитерского магазина Candy Shop.
Вместе с международным терминалом преображение получит и привокзальная площадь. На территории аэропорта идет строительство лэндмарка – памятного знака в греческом стиле. Он станет новой визитной карточкой города-курорта и его главных воздушных ворот. Окончание строительства планируется в конце апреля, что означает, что после открытия воздушной гавани после ограничений первые пассажиры смогут по достоинству оценить новый облик привокзальной площади международного терминала.
Инфраструктурные перспективы
Крупные инфраструктурные проекты модернизации на этом не заканчиваются. В 2020 году было анонсировано строительство железнодорожного подхода от городского вокзала до аэропорта Анапа.
«Создание нового железнодорожного подхода к воздушной гавани даст дополнительные возможности туристам и жителям краснодарской и новороссийской агломерации по использованию мультимодальных технологий – несколько видов транспорта при организации путешествий, а также недорогой транспорт для поездок по Краснодарскому краю», – отметил Виталий Коренюгин, официальный представитель «Аэродинамика». В рамках комплексного развития территории аэропорта планируется строительство автобусной станции и автомобильной парковки.
В 2021 году «Российские железные дороги» объявили о начале строительства новой железнодорожной линии станция Анапа – Тамань Пассажирская – Анапа-Аэропорт. Завершение строительства ветки намечено на декабрь 2022 года.
Проект позволит интегрировать воздушные и наземные железнодорожные пути, расширив при этом возможности для пассажиров при пересадке на железнодорожные магистрали в сторону Краснодара и Сочи.
В РЖД отмечают, что это станет частью большого проекта по соединению аэропорта с инфраструктурой железнодорожного транспорта. Она будет представлять собой однопутную дорогу с протяженностью ветки около 4 км.
Планируется и реализация принципа «сухой пассажир», когда пешеходная галерея от железнодорожной станции до терминалов позволит пассажирам с комфортом пользоваться всеми пересадочными пунктами при любых погодных условиях.
По мнению управляющего директора Международного аэропорта Анапа Владимира Томчаковского, «аэропорт Анапа по праву считается одним из самых крупных на Черноморском побережье, главными воздушными воротами детского курорта и наиболее популярным среди жителей страны. Вот уже 48 лет аэропорт показывает безупречную работу по модернизации всей инфраструктуры, сервисов и качества обслуживания пассажиров. И сейчас мы в новых условиях готовы принять пассажиров и обеспечить им комфорт и безопасность на высшем уровне. Не сомневаюсь, что последующие годы впишут в историю аэропорта Анапы новые, яркие и счастливые страницы».
комментарии(0)