Выставки помогают продвижению подмосковной продукции за рубежом, например в Китае. Фото пресс-службы Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области
Московская область активно прибавляет во внешней торговле: за 2022 год поставки за рубеж увеличились с 10 млрд до 13,6 млрд долл. Развитию экспорта помогают принимаемые властями меры поддержки бизнеса.
«Экспорт имеет огромное значение и для экономики в целом, и для каждой растущей компании, – отмечал губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Мы видим, что у бизнеса в Подмосковье есть серьезный потенциал и большое желание выходить на международный рынок. Об этом говорят итоги премии «Экспортер года» в Центральном федеральном округе в 2023 году: подмосковные компании взяли почти вдвое больше призов по сравнению с 2022 годом и шесть раз стали победителями. Всего в нашем регионе около 6 тыс. компаний-экспортеров, и наша задача – оказывать им поддержку».
«В экспортной работе мы выделяем несколько приоритетных задач: это увеличение числа экспортеров в регионе, расширение своего влияния на новых рынках и укрепление присутствия на уже освоенных, а также повышение узнаваемости подмосковных товаров за рубежом, – рассказала заместитель председателя правительства, министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева. – Если говорить о первых двух сегментах, то основными инструментами здесь являются меры поддержки, а также онлайн-сервисы, которые мы создаем для решения различных экспортных задач. В части популяризации подмосковной продукции мы делаем упор на международные выставки и ярмарки, где представляем продукцию региона, расширяем сеть наших шоурумов в разных странах и предлагаем экспортерам поддержку по выходу в сетевой ретейл зарубежных стран, а также достигаем необходимых соглашений о развитии экспорта на уровне государств и иностранных регионов».
Основной институт поддержки экспортеров в регионе – Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Московской области, по итогам 2023 года его услуги получили 1585 компаний, в результате чего они заключили 142 экспортных контракта. Фонд предоставляет множество услуг. Например, акселератор «Экспортный форсаж», способствующий росту числа экспортеров-новичков: завершив прохождение программы, компания фактически получает готовую стратегию для вывода ее продукции на внешний рынок. Для начинающих и действующих экспортеров проводятся вебинары и очные семинары. В целом только образовательными услугами фонда за прошлый год воспользовалось более 1000 компаний.
Самая популярная услуга – участие в международных выставках, которые проходят и за рубежом, и в России. В прошлом году таких выставок было в общей сложности 18, их участниками от Подмосковья стали 134 компании. Бизнес имеет возможность представить свою продукцию в рамках регионального коллективного стенда, организацию которого, а также сопутствующие расходы экспонентов фонд берет на себя. Например, самой масштабной международной выставкой с участием подмосковного бизнеса в прошлом году был Gulfood 2023 – выставка продуктов питания, прошедшая в Дубае. Ее участниками стали рекордные 20 компаний из Московской области, 14 из них по итогам мероприятия заключили 46 экспортных контрактов на 4,7 млн долл.
Среди услуг Фонда поддержки ВЭД также популярны участие в международных бизнес-миссиях (в 2023 году их было восемь) и выход на международные электронные площадки. Всего по итогам 2023 года фонд помог подмосковным компаниям экспортировать свою продукцию в 49 стран мира. В том числе были открыты новые направления для поставок: Уругвай, Ливия, Индонезия, Босния и Герцеговина, Суринам, Гонконг, Ирак, Бразилия, Перу, Колумбия.
Задача Московской области – сделать для всех компаний выход на экспорт простым, быстрым и понятным, а главное – доступным. Для этого регион развивает систему онлайн-сервисов. В прошлом году услуги цифровой платформы «Мой экспорт» Российского экспортного центра (РЭЦ) стали доступны подмосковным предпринимателям на Инвестиционном портале Московской области (invest.mosreg.ru). Для экспортеров-новичков разработан сервис «Пять шагов для экспорта», позволяющий на каждом из этапов подобрать релевантные меры господдержки, – им воспользовалось уже более 300 компаний.
Для решения логистических задач представители малого и среднего предпринимательства (МСП) могут воспользоваться сервисом «Контейнер для МСП». Он помогает небольшим поставкам: компании оставляют заявки на постановку их продукции в общий контейнер, когда он заполняется – товары везут в страну назначения. Сейчас можно оставить заявку онлайн на отправку в ОАЭ, Китай и Саудовскую Аравию.
Еще одна важная задача – повышение узнаваемости подмосковной продукции за рубежом. Для этого разработана, например, услуга «Листинг в зарубежных торговых сетях». Пилот отработан в ОАЭ: на полки местных ретейлеров зашли пять подмосковных компаний. Сейчас услуга запущена в формате онлайн-сервиса, ведется сбор заявок от компаний на размещение их продукции в сетях Саудовской Аравии.
Более десятка компаний из Подмосковья стали участниками двух площадок выставки Российского экспортного центра (РЭЦ) «Сделано в России» в китайских городах Шэньян и Далянь. Есть и такой инструмент повышения узнаваемости, как шоурумы подмосковных товаров. Один из них работает в Шэньяне, активно прорабатывается запуск в Пекине, Чунцине, других китайских провинциях, а также в ОАЭ.
Вопросы внешнеэкономической деятельности всегда затрагиваются в ходе деловых визитов подмосковных делегаций за рубеж. Так, например, было достигнуто соглашение с китайской провинцией Ляонин. «Это наш по-настоящему проверенный партнер, – отметила Екатерина Зиновьева. – Мы вышли на новый уровень – подписали с департаментом коммерции провинции соглашение о развитии сотрудничества в части внешнеэкономической деятельности. Уверена, что соглашение даст новый импульс развитию двусторонних связей в торговле, промышленности, IT, транспорте и логистике, откроет новые возможности для наших производителей и экспортеров».