В Ростовской области разворачивается крупный передел пассажирских автобусных перевозок между двумя автовокзалами Ростова-на-Дону – старым Пригородным и новым Центральным. Спор уже вылился в судебный иск и обращения в правоохранительные органы, к руководству области и федеральным парламентариям. По идее, конкуренция должна обеспечить удобство для пассажиров, которые могли бы выбирать, каким вокзалом пользоваться, а власти для этого должны развивать все логистические узлы одинаково, создавать для них одинаковые условия. Но, похоже, выходит иначе. Как считают в руководстве Пригородного автовокзала, власти лоббируют интересы нового конкурента и искусственно помогают ему расширить маршрутную сеть в ущерб старому автовокзалу и мнению пассажиров. Многие жители такой «конкуренцией» действительно недовольны.
Сейчас в Ростове-на-Дону три автовокзала: Главный (эксплуатант АО «Донавтовокзал»), Пригородный (эксплуатант ООО «Ростдонавтовокзал») и Центральный (ООО «Центральный автовокзал»). Последний был открыт 27 июня, и он, безусловно, сам по себе самый продвинутый и комфортный. Но вопреки названию, расположен он примерно в 10 км от центра, недалеко от выезда из города, в месте, где ранее располагался аэровокзал. Это не придает ему популярности, в то время как Главный и Пригородный благодаря своему выгодному расположению более востребованы.
Необходимость в новом объекте на отшибе города обосновывалась стремлением разгрузить одну из главных городских магистралей и центр Ростова-на-Дону от иногородних автобусов. Но они, как отмечали урбанисты, и раньше не затрудняли движение, не создавали пробок. А перенос остановочного пункта на окраину потребует запуска дополнительных единиц городского транспорта и такси, то есть трафик, наоборот, вырастет. «Идея переноса автовокзалов из центра города на окраины работает только в Москве, а в других городах эта идея очень вредная. Время в пути для пассажиров увеличится», – пояснял изданию 161.ru урбанист Артемий Зайцев. По его словам, пассажирам неудобно высаживаться на краю города и ехать в другие районы на «медленном» городском транспорте со всеми остановками.
Тем не менее, Центральный автовокзал на окраине Ростова-на-Дону все-таки открыли. Тут же выяснилось, что ряд рейсов, которые ранее ходили с Пригородного, теперь ходят с нового остановочного пункта. Несколько перевозчиков, осуществлявших межмуниципальные регулярные перевозки с Пригородного автовокзала, уведомили его о переносе начальных (конечных) остановок маршрутов в Центральный.
Против этого выступили жители, написавшие обращения губернатору, генпрокурору, главе СК РФ, а также федеральным и областным парламентариям (есть в «НГ»). До Пригородного автовокзала и от него «всегда удобно и быстро добирались», отмечают они. Теперь же пассажиров стали привозить на край Ростова, «а дальше мучайся», негодуют жители. «Абсолютно никто о нас не думал, когда затевали этот передел», – считают пассажиры.
Под обращениями стоят подписи более тысячи жителей. Авторы обращений считают, что власти лоббируют интересы нового автовокзала. Руководство Пригородного тоже не осталось в стороне. Гендиректор компании-эксплуатанта «Ростдонавтовокзал» Софья Резниченко написала письма губернатору Василию Голубеву и в областную прокуратуру (есть в «НГ»), в которых отметила, что перевозчики неспроста начали уведомлять Пригородный о расторжении договоров.
«Поводом для указанных уведомлений послужило полученное перевозчиками письмо Министерства транспорта Ростовской области от 04.06.2024 г. №15.4.1/854 за подписью начальника управления транспорта Министерства транспорта РО А.В.Лоскутниковой, – говорится в заявлении Резниченко в прокуратуру. – Согласно указанному письму, руководителям автотранспортных предприятий было рекомендовано внести изменения в маршруты движения и входящих в его состав остановочных пунктов с целью установления начального (конечного) остановочного пункта на территории автовокзала «Центральный». Полагаю, что письмо от 04.06.2024 г. №15.4.1/854 было воспринято руководителями автотранспортных предприятий как обязательное к исполнению».
В письме губернатору Резниченко говорит, что областной Минтранс оказывает «давление на перевозчиков». «С открытым использованием силового, административного ресурса Министерство транспорта Ростовской области искусственно перераспределяет рынок межмуниципальных перевозок», – считает Резниченко. «Фактически указанный «перенос» является существенным изменением ранее разыгранных на торгах маршрутов и требует проведения новых торгов», – подчеркнула она.
А ростовская НКО «Межрегиональный транспортный союз» обратилась к председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Еще весной союз просил прокуратуру пресечь давление на Пригородный автовокзал, приложив обращения более 3 тыс. обеспокоенных граждан, однако в надзорном ведомстве не нашли оснований для проверки. Общими фразами ответили на обращение союза и в Минтрансе. Теперь союз просит Бастрыкина взять ситуацию под личный контроль. «По факту превышения сотрудниками Министерства транспорта Ростовской области должностных полномочий и воспрепятствования законной предпринимательской деятельности также подано заявление в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области», – говорится в письме.
Надо отметить, претензии к областному Минтрансу особенно усилились после того, как его в июне этого года возглавил Василий Кушнарев, бывший ростовский градоначальник, теперь еще и совмещающий новый пост с должностью вице-губернатора. И еще одна немаловажная деталь: фактически идет передача маршрутов от одного частного предприятия другому тоже частному. Почему в этом участвует государство, чиновники, какую роль они во всем этом играют, в чем их вероятный интерес – любопытный вопрос.
«Ростдонавтовокзал» тем временем оспорил перенос части маршрутов на автовокзал Центральный в суде, пишет «Лента.ру»: «Компания обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с требованием признать незаконным решение областного Минтранса о переносе части автобусных маршрутов в автовокзал Центральный. Предварительное судебное заседание назначено на 17 сентября».