0
2981
Газета Наука и технологии Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Прихоть технаря

Тэги: эйфелева башня, париж


В 1889 году талантливый французский инженер Александр Гюстав Эйфель закончил свое неповторимое творение - Эйфелеву башню. Поводом к началу такого небывалого строительства послужило проведение в Париже Всемирной выставки, посвященной столетию Великой французской революции. Создание необычного сооружения должно было стать центральным событием выставки.

К тому времени новые технические возможности позволяли выдвигать самые фантастические проекты. Так, в 1881 году инженер Себийо привозит из Америки проект стальной "Башни-солнца", на которой можно было бы установить огромный маяк, способный осветить весь Париж. Именно этот проект был взят за основу в 1884 году двумя ведущими инженерами предприятия Эйфеля Эмилем Нутье и Морисом Кехлиным. Нужно сказать, что к этому времени конструкторское предприятие Эйфеля уже имело широкую известность благодаря строительству целого ряда сооружений в Европе, Африке, Азии, Южной Америке, многие из которых стали настоящими шедеврами инженерного искусства.

Согласно замыслу, монумент должен был представлять собой огромную металлическую мачту из четырех решетчатых столбов, расходящихся к основанию и сходящихся у ее вершины. Единственный материал, из которого могла бы быть построена подобная башня, - сталь: железобетон еще не изобрели, а самый высокий каменный памятник, обелиск Вашингтона, не смогли сделать выше 169 метров.

Однако, казалось бы, безупречный план Нутье и Кехлина предлагал лишь техническое решение конструкции и в таком виде не смог бы составить конкуренции аналогичным проектам других французских инженеров. Для того чтобы сделать проект более изысканным и отвечающим вкусам публики, Эйфель лично переработал первоначальный вариант, внеся в него множество изменений, не очень существенных, но придававших проекту реальные шансы на победу в конкурсе. Было предложено обшить цокольные опоры башни камнем, связать их с площадкой первого этажа величественными арками, которые могли бы стать главным входом на выставку, разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать для украшения сооружения разнообразные декоративные элементы.

1 мая 1886 года открывается общефранцузский конкурс инженерных и архитектурных проектов. Вариант, разработанный Эйфелем, становится победителем. В январе 1887 года Эйфель заключает контракт с государством и муниципальной администрацией Парижа об эксплуатационной аренде башни сроком на 20 лет, а также о выплате ему субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков. Впрочем, эта сумма лишь на четверть покрывала строительные расходы.

31 декабря 1888 года для привлечения недостающих средств Эйфель создает акционерное общество с капиталом 5 млн. франков, из которых половина - личные средства самого Эйфеля. Прибавив еще стоимость лифтов в 1,3 млн. франков, мы получим итоговую стоимость этого титанического проекта - 7,8 млн. франков той эпохи. Однако все расходы окупились за один только период работы выставки.

Строительство башни началось 26 января 1887 года и велось небывалыми темпами. Это неудивительно, ведь до начала выставки у Эйфеля оставалось совсем немного времени. Учитывая то, что число рабочих на площадке не должно было превышать 250 человек, ему потребовалось лишь 6 месяцев для укладки фундамента и 20 месяцев для возведения ее металлической конструкции. Все элементы для нее были изготовлены на предприятии Эйфеля в Леваллуа-Перре. Здесь они вначале были рассчитаны, размечены, вырезаны с точностью до одной десятой миллиметра, а затем в предварительно собранном виде доставлены на строительную площадку. Эйфель задействовал свыше 40 инженеров и чертежников, которые создали 700 сборочных и 3600 рабочих чертежей для изготовления больше 18 тысяч элементов башни.

Успешное завершение строительства башни в 1889 году ознаменовало не только техническую победу, но и послужило поводом для резкого подъема общественного интереса к ней. За исключением небольшой группы деятелей искусства, среди которых есть такие имена, как Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Шарль Гарнье, публика с восторгом встретила открытие необыкновенного сооружения. 14 февраля 1887 года, сразу после начала строительства, была опубликована знаменитая "Петиция протеста". Основным доводом защитников "нетронутой красоты Парижа" была их убежденность в опасности, исходящей от "бесполезной и чудовищной" Эйфелевой башни - "прихоти какого-то технаря", якобы наносящей красоте Парижа непоправимый ущерб.

Эйфель сумел отстоять свое детище. "В конце концов в этом колоссе присутствуют некая притягательная сила и внутреннее очарование, не вписывающееся в привычные концепции искусства", - заявлял он. С окончанием строительства все споры улеглись сами собой, башня была восторженно принята широкой публикой. За один период проведения выставки ее посетили около 2 млн. человек.

В 1893 году Эйфель занялся изучением научной ценности своего детища, которому грозил снос по истечении срока аренды. На ней были установлены метеорологическая станция, физическая лаборатория. В 1898 году на башне оборудуется телеграф, а в 1906-м - радиостанция, с помощью которой во время Первой мировой войны удалось поймать знаменитую шпионку Мату Хари.

Все эти меры позволили Гюставу Эйфелю продлить аренду еще на 70 лет. Он умер в 1923 году, находясь ни вершине славы и всего два года не дожив до, возможно, главнейшего события в истории своего творения - трансляции с нее первой телевизионной передачи.

В 1980 году, после окончания срока аренды, муниципалитет Парижа основал для дальнейшего содержания башни НОЭБ (Новое общество по эксплуатации Эйфелевой башни). Оно немедленно развернуло широкомасштабные работы по реставрации башни. В результате вес башни уменьшился примерно на 1348 тонн. Чуть позднее установили новое освещение и в очередной раз перекрасили башню. Всего со времени своего основания башня 17 раз перекрашивалась многослойным красочным покрытием. Сейчас творение Эйфеля окрашено в бронзовый цвет. Для ее покраски необходимо 60 тонн краски. Бригада в 25 маляров-верхолазов управляется с такой работой в среднем за один год. Следующий период покраски, а заодно и профилактический осмотр планируется проводить в 2003-2004 годах. Примерно к этому же времени Эйфелева башня ожидает своего двухсотмиллионного посетителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
279
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
396
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
331
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
394

Другие новости