0
1890
Газета Наука Интернет-версия

26.03.2003 00:00:00

Фондовооруженность гуманитарной науки

Владимир Кляус

Об авторе: Владимир Леонидович Кляус - доктор филологических наук.

Тэги: ргнф, наука, фонд


В прошлом году в Воронеже под грифом Министерства образования РФ была издана замечательная книжка - "Международные, региональные и национальные организации, фонды и программы". Это справочник, выдержавший уже третье издание, с информацией о деятельности более 500 организаций со всего мира, которые жаждут раздать россиянам свои деньги. Весьма любопытное получилось чтение этого, без сомнения, полезного во всех отношениях труда.

Ну то, что в Америке денег много и их просто некуда девать, это знают сегодня, наверное, даже младенцы. Но о таком количестве заокеанских благодетелей (дам им Бог здоровья!) я и не знал. В этом списке - само посольство США и издавна всем известный, пользующийся уважением в среде научной и культурной общественности "Смитсоновский институт", и имеющий на одной шестой части суши не очень добрую славу (на мой взгляд, совсем не заслуженно) институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), и экзотические организации типа "Институт Острова Земля", "Проект Гармония" и даже - "Сеть Священной Земли".

Немецкие коллеги выглядят поскромнее, кроме всем известных DAAD и Фонда Гумбольдта, есть еще и KAAD (Католическая служба помощи иностранным студентам), "Фонд по глобальной этике", "Институт Мецената". Англичане верны своим аристократическим традициям. Да здравствует королева, а с ней и "Королевское общество", "Королевское географическое общество", "Королевское общество поддержки искусств, промышленности и торговли". Свою помощь российским ученым предлагают также бельгийцы, южноафриканцы, австрийцы, канадцы, китайцы, японцы, австралийцы, швейцарцы┘

Я в силу своих профессиональных интересов обращал внимание лишь на организации, которые готовы поддержать проекты в области гуманитарных наук и культуры, и, конечно, отмечал для себя именно их, пропуская многочисленные фонды, обещающие помощь физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, медикам и т.д. То, что у нас хорошие научно-исследовательские школы в этих областях знания, - не секрет, и интерес к их разработкам со стороны западных коллег вполне понятен. Ну да не об этом речь.

Гуманитарные науки при распределении бюджетных средств всегда, как в советские, так и в нынешние времена, получали немного по сравнению с естественными. Поэтому любой источник финансирования гуманитарных исследований при сегодняшней зарплате, к примеру, доктора наук в академическом учреждении чуть более 100 у.е. - это, извините за банальность, не только помощь в "удовлетворении собственного любопытства за чужой счет", но и реальная поддержка нормальной жизни семьи и близких ученого, признание актуальности и важности его работы.

Что же до справочника фондов, то знакомство с ним подтвердило мое давнишнее ощущение: на российских просторах исследователю-гуманитарию, в частности мне - фольклористу, можно рассчитывать только на поддержку отечественных организаций, и прежде всего на Российский гуманитарный научный фонд, упомянутый в вышеобозначенном труде на 281-й странице за # 277.

Свой первый грант я получил от РГНФ. Это произошло в 1996 г., буквально в первый год обучения в докторантуре Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Проект создания компьютерной базы данных заговорно-заклинательных текстов славян и коренных народов Сибири был рассчитан на три года, то есть фактически на все время обучения, и именно работа над ним во многом определила круг материала, а в конечном итоге и содержание моей докторской диссертации. Подозреваю, что если бы не было столь счастливого совпадения, то процесс написания "труда жизни" для меня затянулся бы на долгое и неопределенное время.

А 1997 год подарил сразу два гранта РГНФ: издательский - на книгу "Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян" (М., 1997), и экспедиционный - на двухгодичное полевое исследование "Традиционная культура "семейских" Чикоя", руководить которым я попросил Любовь Ильюшенко, свою забайкальскую землячку и коллегу.

С последним проектом в 1998 году вообще была почти детективная история, когда, приехав в августе из Москвы в Читу, чтобы отправиться в экспедицию, мы с Ильюшенко почти месяц искали наши деньги, которые РГНФ еще в мае отправил на счет Областного комитета культуры Читинской области. Полностью они так и не нашлись, но звонки из фонда и угроза того, что РГНФ может включить комитет в так называемый черный список, возымели действие. Нам выдали одну треть от перечисленных средств, буквально "на бензин" (благо необходимая аппаратура - видеокамера и многоканальная портостудия - была закуплена еще в 1997 году), и мы уехали работать. Уже много позже, когда мы отчитались перед фондом за работу, кое-кто из комитета нам конфиденциально сообщил, что грантовые деньги отдали на оплату производства программы "Играй, гармонь", которая была снята в области.

Затем были гранты от Российского фонда фундаментальных исследований РФФИ, института "Открытое общество", Конкурса-экспертизы Президиума РАН. Главные ощущения от их получения - это свобода, прежде всего финансовая, когда сам определяешь, как, на что и когда конкретно потратить деньги, и - ответственность за принятые обязательства и решения. В этом смысле лучшей школы, в том числе и организационной при руководстве коллективным проектом, для молодого исследователя не найти.

Без сомнения, государственный статус фонда сказывается и на отношении к экспертизе в РГНФ. Она воспринимается как более объективная, чем где-либо. А о том, что для участия в ней привлекаются специалисты самого высокого уровня, можно даже не сомневаться. Сужу об этом на собственном опыте: я до сих пор так и не знаю, кто проводил экспертизу моих проектов, получивших финансирование, но по прошествии времени, пересматривая свои неподдержанные заявки (коих раза в три больше, чем первых), я вижу в них существенные недостатки.

Поддержка проекта в РГНФ - это не только апробация, но и научное признание тех или иных направлений и методов исследования, что крайне важно для молодых ученых и особенно для тех, кто живет и работает не в столицах и признанных академических центрах и которым порой бывает трудно преодолеть инерцию и непонимание своего провинциального начальства. О последнем говорю не понаслышке, так как сам четыре года проработал в Чите, в нынешнем Забайкальском педагогическом университете. Если бы существующие сегодня региональные программы фонда появились раньше, думаю, что провинциальные институты и вузы смогли бы сохранить в своих стенах многих представителей талантливой научной молодежи.

Выросшее в последние годы число различных грантовых программ, направленных на поддержку научно-исследовательских и прикладных работ в сфере народных традиций, искусства, культуры, образования, гуманитарных знаний, не может не радовать. Это и президентские гранты, и федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 гг.)" Министерства культуры, и федеральная целевая программа "Интеграция", проходящая под эгидой Министерства образования, и Программа фундаментальных исследований Президиума РАН. Возможностей у молодых специалистов для реализации своих идей появилось намного больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1449
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1764
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4071

Другие новости