0
1982
Газета Наука Интернет-версия

26.04.2006 00:00:00

Нежные чувства бизнеса к науке

Тэги: наука, бизнес, осипьян


наука, бизнес, осипьян Академик Юрий Осипьян: 'Президент компании SONY, например, – выдающийся инженер. Кто у нас, как правило, во главе крупной компании?'
Фото автора

– Юрий Андреевич, нужны ли в принципе друг другу наука и бизнес и как обстоит с этим дело у нас в стране?

– Прежде всего давайте разберемся с понятиями. Бизнесом у нас сейчас называют любую предпринимательскую деятельность. К сожалению, основным источником доходов в нашей стране на сегодняшний день является эксплуатация сырьевой базы. И крупный бизнес у нас – в основном сырьевой. Наши нефтяные компании имеют миллиардные прибыли, а правительство – миллиардные налоги с этого. Спрашивается, нужна ли наука такому бизнесу? Нет! Этот бизнес ни в какой науке не нуждается. Выкачивать нефть из земли люди научились давно. И этот бизнес не желает тратиться ни на какие научные разработки, потому что то, что они делают, и так приносит им огромный доход, безо всяких забот. Повторю еще раз: для такого бизнеса наука не нужна! Несмотря на то что в этой сфере есть очень много научных приложений.

Большая проблема и с внедрением научных разработок в высокотехнологические отрасли: машиностроение, электротехническую, электронную промышленность и другие – все, что характеризует высокоразвитые производящие страны. Сейчас у нас фактически нет этих отраслей! Когда-то вокруг всех этих отраслей были мощнейшие научные институты. Теперь этого нет.

У нас были когда-то две системы научных учреждений в стране. Мозг науки – Академия наук, где занимались фундаментальными исследованиями, и (вокруг Академии) целый пояс прикладных, отраслевых институтов, таких как ЦНИИТМАШ, ЦНИИЧЕРМЕТ, ВИАМ – громадные многотысячные коллективы, которые занимались разработкой технологий из научных идей. Потом эти технологии передавались на заводы. Мы выпускали прекрасного качества жаропрочные стали, обладавшие большим коррозионным сопротивлением к ржавлению. Мы занимались проблемой усталости металлов и т.д. И что же произошло? Первое, что было сделано, – разрушены все эти институты: ВИАМ, ЦНИИЧЕРМЕТ, ЦНИИТМАШ. Многотысячные коллективы распались.

Сейчас подбираются и к академии: наука, мол, должна зарабатывать, должна быть рентабельной. Что за чушь! Наука должна добывать знания! Может чиновник оценить, сколько стоит открытый Ньютоном закон всемирного тяготения?! Пусть посмотрит, где этот закон исполняется: в космонавтике, авиации.

– Но ведь чиновники – люди неглупые. Наверняка среди них есть и те, кто понимает, что если науку грамотно использовать, то их доходы не убавятся, а только прибавятся.

– Они считают, что грамотно использовать – это значит, чтобы институты Академии наук, кроме того что они занимаются открытием новых законов природы, давали еще и прибыль. Чтобы они разрабатывали еще какие-то вещи, которые может использовать промышленность. Вот что для них – грамотно использовать. Министерство финансов пытается сейчас утвердить новый вариант Бюджетного кодекса, где Академию наук лишают права быть получателем бюджета вообще. Говорят: вот Министерство образования и науки у нас государственный орган, а вы неизвестно какой. Вы еще и самоуправляетесь там! Что за блажь такая? Зачем вам самоуправляться? Говорят: нужно, чтобы президента академии назначал президент страны или председатель правительства! Сначала будем назначать президента Академии наук, а потом академиков назначать! Остановки в этом деле нет, это пойдет как вал!

– Вы говорите, что когда-то у нас была мощная научная база. Но, посмотрите, ведь мы всегда отставали в таких областях, как электроника, машиностроение, то же автомобилестроение. Может быть, прав был Лев Толстой, говоря: «На науку надежда слабая. Уж очень она сама собой занимается!»

– Мы отставали потому, что у нас не было разумной рыночной экономики. Электронику развивали не потому, что она развивалась естественным образом, а потому, что какой-то начальник сказал: надо развивать электронику. Давайте сделаем в Зеленограде свою, советскую Силиконовую долину. И внутри этого дела делалось все разумно. А само возникновение – это была директивная вещь.

– Были отсталые, беднейшие страны: Малайзия, Южная Корея, Сингапур, которые теперь процветают – с развитой экономикой, промышленностью. За счет чего?

– Мне пришлось побывать в Японии в 1964 году. Это были сплошные деревни! Никакой промышленности! А теперь Япония – одна из самых передовых, индустриальных, научно-технических стран. А с чего начинали? Скупали во всем мире патенты, технологии. Не стесняясь, без всякого чванства. Иногда в самых неожиданных областях. Доходило до курьезов. Например: они полностью скопировали производство одного из сортов всемирно известного шотландского пива. Более того, когда у них не совсем заладилось, привезли из Шотландии даже землю для вереска, который использовался по технологии. Это пример того, как они все делали.

Далее: президент компании SONY, например, – выдающийся инженер. Кто у нас, как правило, во главе крупной компании? Это либо чиновник, которого поставили сверху, либо сами знаете – кто. Примеров – множество. А где техническая интеллигенция? Тоже знаете – где. Бездарность, некомпетентность – на каждом шагу. Во главе многих важнейших ведомств – всем известные «злокачественные» фигуры. Все торпедируют. Весь их незаурядный ум, все способности иногда направлены почему-то именно на это.

– Как же быть нашей науке: стоять с протянутой рукой, идти на поклон к бизнесу, бюджету либо все-таки самим зарабатывать себе на жизнь?

– Известно, что наука идет рука об руку с образованием. Недаром и министерство у нас одно – образования и науки. Спрашивается: образование должно стоять с протянутой рукой? Образование и здравоохранение – это первейшие задачи государства.

То же самое и наука. Наука должна добывать знания! И одна из ее важнейших задач, в смысле совершенствования, – сепарация людей, которые по-настоящему занимаются наукой, от псевдоученых, которые только говорят, что занимаются наукой, а на самом деле занимаются какой-то мелочевкой. Значит, наука должна заниматься аттестацией своих кадров, безжалостно отсекая людей, которые не способны заниматься научной деятельностью.

Наша страна еще не доросла до технологического бизнеса. Когда она подступит к этой стадии, тогда наука будет востребована промышленностью, хозяйством. Тогда бизнесмены будут в очереди стоять за лучшими умами.

Черноголовка


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1721
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4247
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2333
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2640

Другие новости