0
5015
Газета Наука и технологии Интернет-версия

24.11.2010 00:00:00

Мировой холодильник природных ресурсов

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Николаевич Голубчиков - кандидат географических наук, доцент Международного независимого эколого-политологического университета, заведующий отделом экологии журнала "Энергия: экономика, техника, экология".

Тэги: арктика, ресурсы, борьба


арктика, ресурсы, борьба По мере истощения нефтегазовых месторождений на суше борьба за право добычи углеводородов на арктическом шельфе, который хранит треть их мировых запасов, будет только усиливаться.

Крупномасштабное освоение ресурсов Арктического региона станет лейтмотивом геополитической борьбы мировых держав в ХХI веке.

Подбираясь к шельфу

По мере истощения нефтегазовых месторождений на суше борьба за право добычи углеводородов на арктическом шельфе, который хранит треть их мировых запасов, будет только усиливаться. Так, по данным журнала Science, Арктика хранит треть мировых запасов природного газа – 1500 трлн. куб. м. (Напомню, понятие шельфа была введено в употребление в 1887 году 26-летним членом Шотландского географического общества Хью Робертом Миллом. Континентальный шельф – отмель материка, его подводное продолжение до линии перехода в крутой склон. Обычно эту линию проводят по изобате 200 м, ширина шельфа колеблется от 1 до 1500 км).

Схватка за Арктику будет происходить не только между отдельными странами (прежде всего приарктическими), но между военно-политическими блоками и транснациональными компаниями. Не исключение и Россия, у которой стремительно истощаются староосвоенные месторождения Западной Сибири, а добыча оставшейся нефти и газа при помощи традиционных технологий с каждым годом все больше усложняется.

Доля трудноизвлекаемых запасов природного газа на месторождениях Западной Сибири достигла уже 60% и продолжает расти. Во многом по этой причине, а также в связи с уменьшением спроса на российский газ на Западе валовая добыча природного газа в 2008–2009 годах в России упала за год на 12,4% – до 582,4 млрд. куб. м (в том числе «Газпром» снизил добычу на 16% – до 462,2 млрд. куб. м).

Сегодня главным инвестиционным плацдармом для «Газпрома» стал полуостров Ямал, на котором открыты 27 газовых и нефтегзоконденсатных месторождений. Суммарные запасы крупнейших – Бованенковского, Харасавэйского и Новопортовского месторождений составляют 5,9 трлн. куб. м газа, 100,2 млн. т конденсата и 227 млн. т нефти. Считается, что на полуострове имеется 12 трлн. куб. м разведанных запасов газа, а прогнозные оценки превышают 50 трлн. куб. м. Проектный объем добычи газа на новой северной площадке определен в 115 млрд. куб. м в год.

Добыча российского газа еще не обеспечена в технологическом отношении, в том числе и из-за неразвитости инфраструктуры. Только в этом году ОАО «Газпром» проложил железную дорогу от станции Харп (на ветке Котлас–Лабытнанги) до Бованенкова (600 км), которая строилась свыше 20 лет. Освоение ямальских месторождений – первая ступень к освоению шельфовых (полуостров Ямал почти на 80% состоит из льда, остальное составляют песчано-щебнистые наносы). Но они еще не изучены полностью и достоверно.

В Арктической зоне России сосредоточена четверть мировых запасов углеводородов. Начальные суммарные запасы газа (НСР) России оцениваются по состоянию на 1 января 2009 года в 248,6 трлн. куб. м, в том числе на суше – 174,8 трлн. куб. м, в пределах континентального шельфа – 73,8 трлн.

Океан, которого нет

Геополитический передел Арктики начался еще задолго до открытия в ней морских месторождений углеводородов. Сможет ли сегодня Россия доказать права на свой сектор Арктики, доставшийся ей после распада СССР (напомним, что с 1926 года СССР обладал сектором Арктики между линиями «граница Норвегии и СССР на Кольском полуострове – Северный полюс» и «Берингов пролив – Северный полюс»). Геополитическое будущее России как мировой державы зависит от решения этого вопроса.

Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году (Россия присоединилась к ней в 1997 году), не признает секторальный принцип деления Арктики. Документ устанавливает 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную (370 км) экономическую зону (такую ширину обычно имеет континентальный шельф). Все что дальше от 200-мильной зоны – это территории, включая недра океана, объявленные общим достоянием человечества. Если же России удастся убедить мировое сообщество в лице Международного органа по морскому праву в том, что выходящая за пределы экономической зоны часть шельфа (хребты Ломоносова и Менделеева площадью 1,2 млн. кв. км) – продолжение Сибирской континентальной платформы, то Россия получит право на разработку месторождений и рыбный промысел и в Центральной Арктике.

Но Дания, например, считает, что трансарктический хребет Ломоносова длиной 2300 км начинается от Гренландии (то есть принадлежит Дании), и выделила уже 500 млн. долл. на исследование Арктики, в которых, кстати, принял участие и российский ледокол «50 лет Победы» (у Дании ледоколов нет).

Чтобы доказать свое право на хребет Ломоносова Россия должна представить в соответствующие комиссии ООН материалы и образцы донного грунта, свидетельствующие, что породы материковой Сибири совпадают с составом пород океанического шельфа Центральной Арктики. В противном случае Россия теряет 1,7 млн. кв. км Арктики, принадлежавших ей на основе секторального деления с 1926 года.

Надо отметить, что в международном праве прецеденты расширения прав на континентальный шельф дальше границ 200-мильной экономической зоны уже были. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже узаконила притязания Австралии на 2,5 млн. кв. км антарктического шельфа, а Ирландия получила 56 тыс. кв. км арктического шельфа. Но к России у этой комиссии явно предвзятое отношение – ее заявка на право обладания частью арктического шельфа лежит без движения с 2001 года.

Бурить надо глубже

Российские владения в Арктике (в границах 1926 года) могут стать объектом интереса других государств, если такое решение примет Международный орган по морскому праву. Но российские геологи уверены, что арктический шельф является продолжением Сибирской континентальной платформы, поскольку в период последнего валдайского оледенения 10–18 тыс. лет назад уровень Мирового океана был на 135 м ниже, чем сейчас. Следовательно, шельф находился выше уровня моря и был частью материка (сегодня шельф занимает 40% площади Северного Ледовитого океана).

Для доказательства этого утверждения Россия должна представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа соответствующие геологические свидетельства. В противном случае Комиссия по границам шельфа откажет в регистрации права России на ее долю «арктического пирога». В 2002 году комиссия не приняла поданную годом раньше заявку России, поскольку заявитель не предоставил детальную карту подводного рельефа хребтов Ломоносова и Менделеева (одно из условий комиссии). А ведь Россия такими данными располагает, но наше Министерство обороны не желает их передавать экспертам ООН, дабы не навредить обороноспособности страны.

В апреле 2008 года направить ситуацию в нужное русло пыталась Морская коллегия РФ, но и ей это не удалось. Вице-премьер Сергей Иванов придал вопросу финансовую окраску: стоит ли даром отдавать зарубежным специалистам сведения, которые российские ученые добывали потом и кровью?

Доставленные в 2007 году подводными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» со дна под Северным полюсом образцы грунта не соответствовали ооновским требованиям – они оказались поверхностными породами осадочного происхождения. Чтобы получить представление о внутреннем строении подводных хребтов и поднятий надо их бурить (на 5 км по всей длине хребтов), а для этого нужны средства, и немалые.

БАМ по воде

Геополитическая борьба в Арктике разворачивается не только за право разведки и освоения ее богатых углеводородных ресурсов, но и за транспортную инфраструктуру. Через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута: Северный морской путь (Арктическая зона России) и Северо-западный проход (Арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. Путь по этим маршрутам значительно короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы, а глобальное потепление климата и таяние льдов может сделать арктический путь свободным для торгового судоходства круглогодично (в том числе и для крупных танкеров, которые не могут пройти по каналам) уже к началу 2020-х годов. Площадь ледового покрова в Арктике уменьшается на 5% каждые 10 лет, а толщина арктического льда стала вдвое меньше, чем полвека назад. Сейчас арктический путь свободен для судоходства 3–4 месяца.

Отметим, что путь из Роттердама до Иокогамы по Севморпути вдвое короче, чем через Суэцкий канал и опасный из-за пиратства Индийский океан (по этой причине стоимость страховки грузов через Суэцкий канал и Аденский залив возросла с сентября 2008 года по март 2009 года в 10 раз). Сейчас протяженность маршрута между Европой и Азией (Роттердам–Токио) по Суэцкому каналу составляет 21,1 тыс. км. Северо-Западный проход сокращает этот маршрут до 15,9 тыс., Северный морской путь – до 14,1 тыс. км. По экспертным оценкам, проход судов по Севморпути позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами.


Доля трудноизвлекаемых запасов природного газа на месторождениях Западной Сибири достигла уже 60% и продолжает расти.
Фото c официального сайта ОАО «Газпром»

Именно поэтому интерес к Севморпути, имеющему стратегическое значение для России, проявляют и другие страны, прежде всего Норвегия, США и Канада, используя для этого ледоколы и мини-подлодки. Активизируют свои действия в Арктике и страны Юго-Восточной Азии. Так, Южная Корея собирается уже в 2012 году вместе с другими государствами приступить к освоению Северного морского пути – «БАМа по воде». Для этого она строит исследовательский ледокол водоизмещением 7 тыс. т, который в этом году должен быть спущен на воду. На архипелаге Шпицберген уже несколько лет действует корейская полярная станция «Тасан».

Интерес к Арктике сегодня уже проявляют далеко не приарктические государства. Так, летом 1998 года в море Лаптевых (здесь, как и в Карском, Восточно-Сибирском морях, действует режим внутренних морей РФ – по этим морям проходит принадлежащий России Севморпуть, и ни один иностранный корабль не имеет права зайти в эти моря) побывал немецкий корабль Polarstern с научной экспедицией. С 1994 года Китай направляет в Арктику самый большой в мире неатомный ледокол Xuelong («Снежный дракон»), купленный у Украины. Успешно действует китайская станция на архипелаге Шпицберген.

Для надежного ледокольного обеспечения Севморпути, как считают в Минтрансе РФ, необходимы как минимум шесть атомных и четыре дизельных линейных ледоколов. До 2012 года должны быть построены семь танкеров ледового класса суммарным дедвейтом 378 тыс. т и 18 сухогрузов такого же класса суммарным дедвейтом 81 тыс. т.

В настоящее время ведутся работы по подготовке к строительству новых портовых сооружений – нефтеналивного порта в районе Мурманска, терминалов Индига, Харасавэй, Яся (Обская Губа). Штаб морских операций западного сектора Севморпути перебазируется из Диксона в Мурманск, где имеются лучшие возможности оснащения современными космическими средствами связи. Штаб восточного сектора Севморпути по-прежнему будет находиться во Владивостоке. В перспективе рассматривается вариант его переноса в Певек.

Предполагается, что в 2011 году грузопоток по Севморпути может достичь 5–7 млн. т (то есть достигнет уровня 1988 года, что выведет его на самоокупаемость), а к 2015 году – 13–15 млн. т. Для обустройства Севморпути как национальной единой транспортной системы потребуется не менее 7 млрд. долл.

Россия такой проект может и не потянуть и нас могут принудить к интернационализации Севморпути, выведя его из-под юрисдикции России, считает экс-губернатор Тюменской области, а ныне мэр Москвы Сергей Собянин. Тогда Россия потеряет свое влияние в Арктике.

Добавим к этому, что Россия – единственная из приарктических держав, у которой нет Министерства Севера. Утвержденная президентом РФ Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008 года «Арктическая стратегия России» (полное название документа – «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу») касается в основном вопросов укрепления береговой, пограничной и экологической охраны российского сектора Арктики.

Защита от эскимосских стрелков

А вот миролюбивая Канада в отношении вопросов, касающихся Арктики, готова даже проявить свою военную мощь. В арктическом поселке Йеллонауф развернуто подразделение численностью 100 человек и строится база для арктических подводных лодок. Канада объявила о планах создания к 2012 году арктических военно-морских сил, включающих шесть–восемь боевых кораблей ледового класса. Премьер-министр Стивен Харпер заявил, что Канада потратит 7,5 млрд. долл. на строительство десятка патрульных судов ледокольного типа, которые будут следить за границами канадского сектора Арктики (в дополнение к имеющимся 20 арктическим судам отряда Береговой охраны). Сухопутная патрульная служба стрелков-эскимосов будет расширена через два года до 5 тыс. человек. В Ризольют-бэй – месте, находящемся почти в 600 км от Северного полюса, расположится лагерь для тренировки бойцов в условиях Арктики. Будет построен и глубоководный порт на острове Баффинова Земля для защиты Северо-Западного прохода, ведущего из Атлантического океана в Тихий.

Не отстают от Страны кленового листа и США, которые могут претендовать на 600-мильную часть шельфа, отходящую от Аляски. На территории этого штата размещено 24 тыс. военнослужащих, по три базы сухопутных войск и ВВС, в состав 13-го округа Береговой охраны входят три ледокола. США собираются расконсервировать и ввести в строй свой тяжелый арктический ледокол Polar Star, принадлежащий службе Береговой охраны. Походы в Баренцево море в разведывательных целях все чаще совершают боевые корабли и атомные многоцелевые подлодки ВМС США.

К ведению разведки привлекаются научно-исследовательские суда Норвегии, разрабатываются планы изменения демилитаризованного статуса Шпицбергена, концепции применения вооруженных сил в Арктике. Евросоюз формирует собственные военные структуры в Северной Европе и наращивает военное присутствие в Арктике.

В таких условиях России ничего не остается, как заявить, продемонстрировать и закрепить свои национальные интересы в Арктике, и прежде всего это касается восстановления Севморпути (созданного СССР в 1936 году) и закрепления права России на свою часть континентального шельфа. Арктическая Россия может взять геополитический реванш за поражение в холодной войне ХХ века, повлекшей распад СССР.

Премьер-министр Владимир Путин заявил в сентябре 2010 года на Международном Арктическом форуме, проходившем в Москве, что правительство РФ готово в ближайшие тридцать лет потратить 10 трлн. руб. на освоение арктического шельфа. Это самое надежное средство вложения бюджетных денег, если власть думает о будущем нации, о переходе на принципы устойчивого развития. При нынешних темпах расходования нефти и газа 130 млрд. т условного топлива углеводородов арктического шельфа хватит России на 1000 лет (США – на 150 лет, всему миру – на 25 лет).

Укрепить арктическое могущество России, сделать ее на многие века крупнейшей энергетической державой могут ресурсы Арктики. Даже если добыча углеводородов в Арктике начнется и через полвека, вкладывать деньги в эту территорию нам необходимо сегодня. Иначе будет поздно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3747
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2035
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5048
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6481

Другие новости