0
8402
Газета Наука и технологии Интернет-версия

25.04.2012 00:00:00

Звездная дорога Поднебесной

Тэги: китай, луна, космонавт


китай, луна, космонавт Дмитрий Гулютин во время прохождения в Центре подготовки космонавтов тренировки на выживание.
Фото из архива Д.Гулютина

В последние годы правительства стран, обладающих космическим потенциалом, снова обратились к лунной теме. Значительный прорыв намечен Китаем. Создание собственной многомодульной пилотируемой орбитальной станции, многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полеты к Луне – объявленная перспектива. Сможет ли Россия снова отвоевать передовые позиции в этом разделе космонавтики? Об этом с журналистом Татьяной УЛИТИНОЙ беседует Дмитрий ГУЛЮТИН, проработавший 15 лет инженером-испытателем и инженером-конструктором в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В.Хруничева, где создавались космическая станция «Мир», тяжелые модули для российского сегмента МКС. Сейчас Дмитрий Гулютин – заведующий сектором Отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики.

– Дмитрий Алексеевич, в 2003 году Китай стал третьей в мире державой, имеющей собственную пилотируемую космонавтику...

– Китай – промышленно развитая страна, строго придерживающаяся своего пути развития. Эта держава идет вперед благодаря четкой программе и четкой последовательности действий. Например, наметили запустить свой луноход в 2013 году, но, может, это будет в 2014-м. Никакой спешки. Такая политика ведется и в отношении освоения околоземного пространства, использования спутников для связи, съемок Земли, океана. Почти девять лет назад так же планомерно Китай отправил в космос пилотируемый корабль собственного производства собственной ракетой-носителем.

– Точно собственной? Известно, что китайцы прекрасно копируют все, что имеет хоть какую-нибудь ценность.

– Внешне китайский космический корабль похож на наш «Союз». Но он больше в диаметре. Отсеки корабля оригинальные. Конечно, форма спускаемого аппарата для возвращения на Землю – наша идея, но ведь законы аэродинамики едины для всех. Поэтому становится понятно, отчего эта похожесть. И использование стыковочного узла по типу российского андрогинного закономерно: лучшего пока никто не придумал. В целом нужно признать: да, китайцы применяют опыт, накопленный нами и американцами.

– У нас же все было засекречено!

– Это не помешало поделиться опытом с дружественной державой. Во времена Хрущева мы с Китаем не просто дружили. Еще при Сергее Павловиче Королеве в Поднебесной было организовано производство советской баллистической ракеты Р-2. Не удивительно, что первая китайская ракета стала копией Р-2. Позднее два китайских космонавта проходили подготовку в Звездном городке. Совместные программы прорабатываются и сейчас.

Однако космические победы Китая имеют и более глубокие корни.

В 2009 году ушел из жизни «отец китайской космонавтики» Цянь Сюэсэнь. Это был, безусловно, выдающийся человек. Он до Второй мировой войны учился в Америке. Там же стал одним из основателей Лаборатории реактивного движения – сегодня научно-исследовательского центра NASA, занимающегося созданием и обслуживанием беспилотных космических кораблей. Когда Германию разгромили, Цянь Сюэсэнь лично допрашивал Вернера фон Брауна, главного конструктора ракеты Фау-2, одного из руководителей германского военного исследовательского центра в Пенемюнде. По всем данным, польза от допроса была значительной. Полученные секреты Третьего рейха китайский конструктор впоследствии удачно совместил с советскими и отечественными наработками.

Изюминка в том, что, копируя, этот изобретательный трудолюбивый народ накладывает на мировой опыт свою восточную специфику. В целом же движение идет тем же путем, что и вся мировая космонавтика.

– Скорее всего Китай станет второй страной, пославшей космонавта на Луну?

– Видимо, да. На сегодня есть серьезные данные, что китайцы прорабатывают сверхтяжелую ракету-носитель, которая может использоваться в пилотируемой лунной программе. Менее грузоподъемные ракеты-носители появятся у них уже лет через пять или даже раньше. Сейчас активно идет подготовка к созданию околоземной станции.

В этом году должны запустить очередной пилотируемый корабль, четвертый. Намечается стыковка с лабораторией «Тяньгун-1». Дальше – по усложнению: задача мягкой посадки на Луну. Думаю, у них получится.

– Российская космонавтика полностью отказалась от идеи осваивать Луну?

– У нас в свое время существовала программа Е-6 по мягкой посадке автоматической межпланетной станции на Луну. Ею занималось королёвское ОКБ-1. Затем программа была передана в Химки Георгию Николаевичу Бабакину. Задача оказалась весьма непростой. 3 февраля 1966 года АМС «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь. О том, что до этого целых 12 станций пытались достичь успеха, конечно, не писали. Триумф был главнее всех потерь.

Нужно отметить, что на героической воле и гениальной интуиции Сергея Павловича Королева стали возможными прорывы нашей космической техники. Это касается и ситуации с мягкой посадкой на Луну. Понятно, что никто не знал, каков грунт спутника Земли. Предположения были, но четких доказательств ученые представить не могли. Тогда главный конструктор, прекращая дискуссию, своей властью снял вопрос. На вырванном из блокнота листке он написал справку, что посадку «следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы». И его предвидение полностью оправдалось.


Дмитрий Гулютин с космонавтом КНР Лю Бомином в фойе Мемориального музея космонавтики. Лю Бомин совершил полет в сентябре 2008 года в составе экипажа корабля «Шеньчжоу-7». Выходил в открытый космос в российском скафандре «Орлан-М».
Фото из архива Д.Гулютина

– Естественно предположить, что Лунная программа была рассчитана на использование спутника Земли для самых различных целей. Говорили о полезных ископаемых, получении новых видов энергии. Почему это направление так резко сбросили со счетов?

– Луна в первую очередь была интересна ученым. От них зависело, насколько можно использовать такой близкий и удобный во всех отношениях плацдарм. Но для лунных проектов нужна была соответствующая техника. Стали ее создавать. Первым настоящим проектом команды Бабакина стала станция «Луна-10» – это был первый в истории искусственный спутник Луны. Затем начали готовить пилотируемые полеты. Для этого создали ракету Н-1.

К сожалению, четыре пуска были неудачными. И все аварии происходили на этапе работы первой ступени. А ведь именно Н-1 могла быть использована не только для пилотируемых кораблей, но также для заброски на Луну крупногабаритных объектов, элементов лунной базы, которая уже проектировалась. Этим занимался главный конструктор стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин, один из соратников Сергея Павловича Королева. Он создавал макет лунной базы, которую в народе называли Барминград. Безусловно, дальняя перспектива, но проект был настолько востребован, что в необходимости его реализации никто не сомневался. Вполне серьезно рассчитывали, что на Луне будут города. Не представляли, что все остановится уже в середине 70-х.

– Для такого решения нужны были веские аргументы…

– Когда американцы первыми ступили на Луну, Советский Союз, проиграв эту гонку, посчитал целесообразным закрыть пилотируемую программу. Официально провозглашали: мы бережем человеческие жизни и потому рассчитываем на автоматические станции. Конечно, причина здесь другая. Лунная программа решала в первую очередь политические задачи.

Жаль, что все космические проекты нашей страны развивались «под фанфары» и по идеологическим причинам трудности и неудачи не афишировались. Говорили о героях космоса, но сути этого героизма не раскрывали. А ведь не бывает фактически ни одного полета без нештатных ситуаций. Но о них не сообщали, и создавалось мнение, что все дается легко. Именно политика двух главных космических держав в те времена, к сожалению, стала основным заказчиком космических достижений.

Теперь наверстываем 35-летний разрыв, так как с августа 1976 года ни один космический аппарат ни одной страны на Луну не садился. В 2012-м тоже не ждите. Допускаю, что в 2013 году это произойдет, если китайская программа станет успешной. Возможно, с космодрома Поднебесной в конце этого года полетит корабль, в экипаже которого будет женщина. Известно, что она летчица, одна из лучших пилотов, китайский офицер.

С 2016 по 2020 год Китай готовится развернуть большую станцию типа нашего «Мира». Она даже внешне похожа на «Мир», но это китайский проект. В отдаленной перспективе есть задача и доставки на Луну космонавта. А пока будет идти постепенная отработка техники, продолжены исследования с окололунной орбиты, начнутся посадки на поверхность, доставка грунта. Но естественный спутник Земли для Китая – не единственная цель.

Уже была предпринята попытка отправиться к Марсу. Для этого был выбран наш «Фобос-Грунт». К нему пристыковали первый китайский марсианский аппарат «Инхо-1», который должен был лететь с нашей станцией до Марса, отстыковаться на околомарсианской орбите и дальше вести самостоятельные исследования. Но, как известно, эти планы погибли вместе с «Фобос-Грунтом». Теперь китайцы, по всей видимости, станут рассчитывать только на собственные силы. Программа амбициозная, но вполне выполнимая.

– Китаю интересна Луна как военно-стратегический объект?


Китайский космический корабль серии «Шеньчжоу» («Божественная лодка»).
Фото из архива Д.Гулютина

– Конечно. И не только Китаю. Военные спутники требуют больших затрат на поддержание орбиты. Лунная станция в подобных затратах не нуждается. И у нас, и у американцев были такие идеи – получить на Луне базу стратегического назначения. Но дальше идей не пошло. Когда американцы первыми оказались на Луне, советским политикам все остальное показалось неинтересным.

Была, конечно, еще одна причина закрытия программы. Строить базу трудно. По всем прикидкам, грузопоток с Земли был бы очень большим. Мы к таким затратам не были готовы.

Надежда на возобновление лунных программ появилась после очередного сюрприза, преподнесенного нашим ночным светилом. Все произошло случайно. Американцы в 1994 году запустили аппарат «Клементина». На нем Министерство обороны США решило испытать перспективные технологии в межпланетном полете. «Клементина» вышла на полярную орбиту вокруг Луны и стала снимать поверхность. И вдруг обнаруживается то, чего, по всем канонам, быть не должно: на полюсах, возможно, есть лед! Это была сенсация, которой заинтересовались все.

Что дальше? Был запущен американский аппарат «Лунар Проспектор», у которого уже одной из задач значилось изучение полюсов. Подтвердилось: в местах, куда не попадают солнечные лучи, в глубоких кратерах находится лед. Основной его поставщик – кометы, которые из этого льда и состоят. Запасы гигантские. Правда, нужно еще изучать, что представляет собой этот лед.

Следующим шагом стал запуск американского лунного орбитального разведчика, на борту которого есть специальный прибор, созданный в Институте космических исследований Российской академии наук. Им подтверждено: лед на Луне есть.

Понятно, как обрадовались все мечтавшие о базах на Луне. Может решиться одна из самых сложных проблем будущей лунной базы. Не потребуется доставка воды с Земли, и в первую очередь для технических нужд.

– Каковы перспективы российской космонавтики? Есть шанс сделать Луну обитаемой?

– Для этого нужна новая техника. Например, проект МКС востребован многими странами. Но станция начала строиться с 1998 года. Ее ресурс определен до 2020 года. То есть осталось восемь лет. Возможно, этот срок будет продлен до 2025 года. Но что дальше?

Китайцы знают, что будут делать. У нас же пока очень абстрактные планы. В этом большая проблема. На международном авиасалоне МАКС-2011 РКК «Энергия» представила макет нового корабля на шесть человек. Это перспектива, но для каких задач?

И еще одно дело государственной важности: нужна талантливая целеустремленная молодежь с новыми идеями. Ведущие технические вузы страны самостоятельно такую проблему не решат. А то, что подготовка специалистов стала проблемой, видно по состоянию дел в космической отрасли на сегодняшний день. Однако будем оптимистами. Мы первыми вышли на космическую дорогу и не вправе с нее сворачивать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1032
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1004
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
977
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
932

Другие новости